17.03.2011 00:23
    Поделиться

    Детский кардиолог из Ярославля признана лучшим педиатром года

    Детский кардиолог из Ярославля названа педиатром года

    Татьяна Николаева признана лучшим педиатром 2010-го на всероссийском конкурсе "Детский врач года" в номинации "За верность профессии".

    Чтобы ребенок жил

    …Братья - Влад и Ярослав - приходят к доктору Николаевой уже не первый раз. Мальчишки резвятся в коридоре в ожидании приема, совсем не выказывая признаков нездоровья. Понимаешь, насколько серьезен диагноз, лишь в кабинете врача. У обоих - атриовентрикулярная блокада второй степени, то есть сердце сокращается в два раза реже, чем положено: около 40 ударов в минуту вместо 80.

    Однако мама вытирает счастливые слезы: младшего Ярослава, который с трех лет то и дело падал в обмороки, из-за постоянной усталости не мог учиться, отчего был зачислен в разряд отстающих в развитии, минувшим летом прооперировали в московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития РФ. След от той операции можно заметить только с очень близкого расстояния: у левого плеча - небольшой розовый шрам. Здесь в тело Ярослава ввели специальный кардиостимулятор, регулирующий ритм его сердца. И ребенок ожил. Обмороки прекратились, губы не синеют, а по ночам мать перестала тревожно вскакивать, прислушиваясь к дыханию сына: жив ли? Сейчас Ярослав осваивает программу сразу второго и третьего классов, ведь ему уже десять…

    Владу - двенадцать. У него сердечные проблемы проявились в более старшем возрасте, чем у брата, и в более мягкой форме… Доктор Николаева в очередной раз прослушивает сердце мальчика, которое в ту минуту ведет себя почти хорошо, изучает результаты обследования и дает заключение - направить в тот же НИИ педиатрии и детской хирургии…

    "Спасибо" через тридцать лет

    Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Татьяна Никитична Николаева - главный внештатный детский кардиолог департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Почти полвека она выявляет и лечит детскую сердечную патологию: врожденные пороки сердца, нарушения его ритма, кардиты… Сейчас через ее руки проходят самые сложные больные, лечение которых зачастую продолжается уже с помощью высоких медицинских технологий в московских и других федеральных клиниках.

    Выпускница Ярославского мединститута 1962 года, Татьяна Николаева, а тогда еще Ярыгина, будучи студенткой, планировала стать неврологом, но завкафедрой детских болезней и любимый преподаватель Александра Ивановна Титова на последнем курсе обратила студентку-отличницу "в свою педиатрическую веру", и с тех пор она постоянно была окружена детьми. Два года работала в доме ребенка в селе Карабиха, затем в одной из детских поликлиник Ярославля, а потом пошла по стопам отца - доктора медицинских наук, профессора Никиты Еремеевича Ярыгина, то есть увлеклась наукой, поступила в аспирантуру на кафедру детских болезней ЯМИ. Здесь Татьяна и выбрала специализацию - детскую кардиологию.

    Тогда детской кардиологии как самостоятельной медицинской службы в регионе не существовало вообще, а ребятишек с сердечными проблемами наблюдали и лечили ревматологи. Вместе с этими докторами осваивала профессию и развивала кардиослужбу и одна из первых ее подвижниц Татьяна Николаева. Она занималась наукой и одновременно вела прием больных, ездила по районам области, консультировала, лечила. С тех пор через руки доктора Николаевой прошли многие сотни маленьких кардиологических больных. Некоторые из бывших пациентов, уже взрослые и вполне состоявшиеся люди, и по сию пору навещают доктора Николаеву на кафедре факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней ЯГМА, которой она заведует вот уже 32 года.

    - Буквально на днях заходил молодой мужчина, которого много лет назад я направляла на операцию в Институт сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, - рассказывает Татьяна Никитична. - У него был тяжелый порок сердца, а сегодня это вполне здоровый молодой человек, окончил вуз, работает. Нередко бывшие пациенты, у которых уже свои семьи, просят посмотреть родившихся у них малышей - "нет ли у ребенка порока сердца". Звонят, рассказывают о себе, благодарят. Конечно, это приятно. Но больше все равно помнятся трагические случаи, когда помочь не удалось...

    Врач и учитель

    Диагностические возможности у ярославских кардиологов сегодня почти фантастические: к их услугам - ультразвук, компьютерная и магнитно-резонансная томография. А в годы становления службы медики имели под рукой в основном стетоскоп да кардиограф. Да энтузиазм.

    Энтузиазма было много. Татьяне Николаевой его хватило не только на работу практикующим врачом, но и на 140 научных работ, из которых шесть - монографий, три научных сборника и 20 научно-методических изданий по различным разделам педиатрии. До сих пор Татьяна Никитична консультирует больных малышей даже в соседних областях, чаще всего в Костромской.

    А еще Татьяна Николаева - учитель нескольких поколений ярославских педиатров, потому что почти четыре десятка лет она преподает на педиатрическом факультете Ярославской государственной медицинской академии (до 1994 года - институте) базовые клинические педиатрические дисциплины - "пропедевтику детских болезней" и "факультетскую педиатрию".

    Вопрос-ответ

    Корреспондент "РГ" задал Татьяне Никитичне несколько вопросов.

    Российская газета: Принято считать, что абсолютно здоровых детей сейчас нет. Вы согласны с этим утверждением?

    Татьяна Николаева: Я бы не сказала, что здоровых детей нет совсем. Но процент больных детей и детей, имеющих отклонения в здоровье, которые под воздействием различных обстоятельств могут реализоваться в болезнь, действительно, велик. Урбанизация, вредные привычки родителей, изменившийся образ жизни, тяжелая экологическая ситуация делают свое дело. Увеличивается количество врожденных заболеваний, огромная проблема - детская онкология, аллергическая патология. Количество врожденных пороков сердца не только не уменьшается, но есть даже тенденция к росту числа сложных пороков. Для борьбы с современными детскими заболеваниями необходимы не только принципиально новые формы медицинской помощи, но и правильная организация жизни ребенка в семье, в дошкольном учреждении, в школе. Существующую систему детского здравоохранения ни в коем случае нельзя отменять, но ее необходимо существенно реорганизовывать.

    РГ: При этом профессиональный уровень современных молодых врачей, в том числе детских, к сожалению, не всегда высок…

    Николаева: Мы стараемся учить, как подобает. Но сейчас очень много говорят об отсутствии у молодежи "мотивации" именно на медицину. Беда всех медвузов сейчас в том, что немало студентов попадают туда случайно - будучи абитуриентами, они подают документы сразу в несколько совершенно разных вузов и поступают туда, где "повезет", а не по зову души. Они учатся, но потом часто из медицины уходят, что, конечно, очень обидно. Особенно это было характерно для 90-х годов и начала двухтысячных. Однако в последние годы процент ухода выпускников медвузов из медицины стал значительно меньше - приемные комиссии научились выявлять тех абитуриентов, которые действительно хотят стать врачами.

    РГ: Может ли врач общей практики заменить педиатра?

    Николаева: Врач общей практики, несомненно, решает многие проблемы, особенно в условиях сельской местности, где педиатров сейчас явно не хватает. Но если бы врачей общей практики готовили из выпускников не лечебного, а педиатрического факультета, то эту часть своей работы они выполняли бы более эффективно и качественно. На педиатрическом факультете преподаются те же клинические дисциплины и в том же объеме, как и на лечебном. И еще в большом объеме педиатрию. Учиться на педфаке сложнее, объем знаний для усвоения предлагается гораздо больший. И хотя выпускников лечебных факультетов, собирающихся стать ВОП, на последипломном уровне дополнительно готовят по педиатрии, все же педиатрической идеологии сформировать у них не успевают. Они стараются, но им трудно. И когда приходится разбирать какой-то спорный случай и выясняется, что помощь ребенку оказывал не педиатр, а врач общей практики, недостаток у него знаний и опыта работы с детьми становится очевидным.

    РГ: Получается, что сельские дети, а врачи общей практики работают в основном на селе, в определенной степени лишены качественной медпомощи?

    Николаева: В сегодняшних условиях - да.

    Важно знать

    Симптомы врожденного порока сердца: синева (цианоз) носогубного треугольника, мочек ушей, конечностей. Цианоз появляется обычно при физической нагрузке, но в тяжелых случаях может наблюдаться и в покое. У малыша появляется одышка. Дети с пороками сердца отстают в физическом, а иногда и в психомоторном развитии, часто болеют. В зависимости от вида порока кожа ребенка приобретает бледный или синеватый цвет. Дети жалуются на боли в сердце, головные боли, обмороки.

    Если у ребенка наблюдается хотя бы часть названных симптомов, посещение детского кардиолога - обязательно.

    Поделиться