18.03.2011 16:39
    Рубрика:

    Будущее известного кинофестиваля "Саратовские страдания" оказалось под вопросом

    Будущее известного волжского кинофестиваля оказалось под вопросом

    В Саратове разгорается скандал вокруг местного Дома кино. После смены руководства там прекращен показ фильмов, образовалась задолженность по зарплате, а часть сотрудников предупредили об увольнении.

    С начала весны в Доме кино, где располагается Нижневолжская студия кинохроники, прекращена демонстрация фильмов. Вместо этого здесь по инициативе нового директора Сергея Феклистова в конце февраля прошли... рыцарские бои. Главный редактор киностудии Татьяна Зорина и другие творческие работники опасаются, что смена руководства приведет в конечном итоге к продаже здания Дома кино, находящегося в центре города, а также к невозможности в дальнейшем проводить завоевавший широкую известность фестиваль документального кино "Саратовские страдания". Кстати, бессменным президентом фестиваля с момента основания является уроженец Саратова и почетный гражданин города Олег Табаков. А несколько лет назад он сам снялся в одном из документальных фильмов, выпущенных Нижневолжской студией кинохроники "Дорога на Сталинград".

    Творческая позиция

    В конце декабря совет директоров, в который входят представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, временно, до утверждения вышестоящим органом, отстранил от должности прежнего директора Андрея Наймушина. Причиной смены руководства стала образовавшаяся задолженность в более чем пять миллионов рублей и ее резкое увеличение за последний год, а также продажа части имущества и помещений, принадлежащих Нижневолжской студии кинохроники.

    По словам Татьяны Зориной, новый директор Сергей Феклистов сразу же предложил всем сотрудникам киностудии написать заявления об увольнении по собственному желанию, в дальнейшем им перестали платить зарплату, а семеро, в том числе арт-директор Дома кино Роман Васильев, получили уведомления об увольнении по сокращению штатов. По поводу невыплаты заработной платы представители коллектива обратились в трудовую инспекцию и в прокуратуру. По их мнению, новым руководством были допущены и другие нарушения КЗОТ.

    Однако на недавней пресс-конференции, проведенной в управлении Росимущества по поводу сложившейся ситуации, Сергей Феклистов пообещал отдать долг по заработной плате в ближайшее время.

    - Демонстрация фильмов была прекращена, так как закончился договор с организацией, которая поставляла фильмы, киноклубом "Волшебный фонарь", но уже с 16 марта показ кино будет возобновлен, теперь поставкой фильмов займется областной киновидеоцентр, - сообщил новый директор киностудии.

    Тем не менее планы дальнейшей работы Дома кино, которыми поделился Феклистов, сдача в аренду площадей и демонстрация фильмов для школьников о вреде алкоголизма и наркомании, а также показ кино "повторного сеанса" вызывают большие сомнения. По словам нового руководителя, студия намеревается выпускать и свое документальное кино, но каким образом это будет сделано, он объяснить не смог.

    Не получится ли так, что через какой-то промежуток времени долги киностудии только вырастут и тогда вновь всплывет вопрос банкротства предприятия? К примеру, Татьяна Зорина считает, что, если ставится задача сохранить киностудию, нельзя было действовать такими методами: увольнять сотрудников, не платить им зарплату и прерывать показ фильмов.

    - В настоящее время в нашей стране осталось всего пять региональных киностудий документальных фильмов, и все находятся в тяжелом положении, но только в Саратове киностудия включает еще и здание - Дом кино, эта имеющаяся база во многом и дала возможность организовать и проводить здесь кинофестиваль. Вокруг Дома кино вырос и сформировался молодой зритель, который ходит сегодня на арт-хаусные и документальные фильмы, всего этого мы сегодня можем лишиться, - считает Татьяна Зорина.

    Другой ракурс

    В территориальном управлении Росимущества считают, что на данном этапе решена главная задача: удалось предотвратить банкротство киностудии.

    - Нас также беспокоит положение, которое сложилось вокруг этого предприятия. Бывший руководитель был отстранен от своей должности, правоохранительные органы проверяют его причастность к доведению киностудии до банкротства. Сегодня ни о какой продаже здания не ведется речь, также как о перепрофилировании работы Дома кино, как раз мы вмешались для того, чтобы эту продажу предотвратить, наши сотрудники обжаловали в суде иск кредиторов о банкротстве киностудии. Позиция управления и совета директоров однозначная, мы хотим сохранить киностудию, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель территориального управления Росимущества Вячеслав Дьяконов.

    Не последний кадр

    Смену руководства киностудии поддержали и члены местного отделения Союза кинематографистов.

    - При прежнем директоре нам всем пришлось оставить Нижневолжскую студию кинохроники. Больно и грустно это вспоминать, процессы отчуждения имущества, на которые теперь обратило внимание Росимущество, начались тогда. Готовы ли вернуться кинематографисты на студию? Конечно, в материальном плане выгодней производить кино на частных студиях. Но деньги не главное, если хочешь быть в своей профессии, нужно работать, делать кино. На своей частной студии я выпускаю фильм в год, в то же время могла бы снимать и по два, и по три фильма, так что саратовские кинематографисты, конечно, хотели бы вернуться на студию кинохроники, - говорит известный режиссер, бывший председатель местного отделения Союза кинематографистов, член киноакадемии "Ника" Марина Иванова.

    Между тем ситуация, сложившаяся вокруг Нижневолжской киностудии, обеспокоила российскую кинообщественность.

    - На что ориентируется новое руководство киностудии и какие цели ставит, неизвестно. В Саратове на фестивале я видел в зале сияющие и счастливые лица детей и взрослых, по моему убеждению, лишать людей такого счастья - это низость и подлость. Хороший фестиваль с праздничной атмосферой, это было приятно видеть. Говорю это и как бывший житель Энгельса, думаю, саратовцы Олег Павлович Табаков и Евгений Миронов к этим словам присоединятся, - говорит знаменитый российский режиссер Гарри Бардин.

    Известный саратовский критик театра и кино Ольга Харитонова считает, что сохранить фестиваль "Саратовские страдания" удастся только в том случае, если на Нижневолжской киностудии останется прежний художественно-творческий костяк.

    - Вокруг киностудии, фестиваля выросли профессионально и творчески самостоятельные люди. Ребята учились снимать фильмы, проводить фестиваль. Если эта культурная среда потеряет привязанность, она распылится. Люди, не находящие себе применения, просто уедут из Саратова. К сожалению, для нашего города это уже печальная тенденция, - считает Харитонова.

    Мнение

    Владимир Синюков, министр культуры Саратовской области:

    - Нижневолжская студия кинохроники находится в общем культурном пространстве региона, и нам небезразлично, что произойдет с творческим коллективом. Это одна из старейших документальных киностудий страны, здесь работали выдающиеся мастера, была создана саратовская школа документального кино. Хочу подчеркнуть, что министерство культуры не может удовлетворять ситуация, которая сложилась в студии кинохроники в последние годы, даже десятилетия. Были утрачены прежние позиции в производстве документального кино, фильмов выпускалось все меньше. Это связано и с общими проблемами в нашем киноискусстве - производством и показом кино, но были и свои местные проблемы. Мы всегда поддерживали киностудию. Значительная доля финансирования фестиваля "Саратовские страдания", а мы являемся учредителем фестиваля, приходилась на областной бюджет.

    Как заверили нас представители Росимущества, цель нового руководства киностудии - оздоровить экономическую ситуацию, не меняя профиля деятельности. Главное, решение благой задачи не должно повредить творческой работе киностудии. Нас, безусловно, беспокоит судьба коллектива. Прежде всего такого высокопрофессионального человека, как Татьяна Викторовна Зорина, которая является идеологом фестиваля "Саратовские страдания". Работа с творческим коллективом должна вестись очень корректно и аккуратно. Хочется надеяться, что на новом этапе работы киностудии будет налажено и творческое взаимодействие между киностудией и местным отделением Союза кинематографистов, которое в последние годы было утрачено.

    Конечно, хотелось бы услышать от нового руководства более четкую позицию, определение творческой политики киностудии. Ведь это нонсенс, что в настоящее время в составе Совета директоров студии кинохроники не оказалось ни одного представителя Министерства культуры России или Союза кинематографистов. В совет директоров мог бы войти и представитель регионального минкульта. Я уже разговаривал по этому поводу со статс-секретарем Министерства культуры РФ Екатериной Эдуардовной Чуковской и встретил понимание с ее стороны. Мы все заинтересованы, чтобы киностудия продолжала работу и росла в творческом отношении. Кстати, одной из форм сотрудничества областного министерства культуры с Нижневолжской студией могло бы стать возрождение производства кинохроники, которое в настоящее время прекращено. Между тем мы заинтересованы в том, чтобы кинолетопись нашего региона была продолжена.

    Справка "РГ"

    Фестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания" проводился в Саратове уже семь раз. За это время на нем было показано несколько сотен фильмов из десятков стран мира. Почти каждый фестиваль становился открытием новых имен в документальном кинематографе. Жюри фестиваля неизменно возглавляли очень известные кинематографисты: Михаил Литвяков, Джемма Фирсова, Артаваз Пелешян, Алексей Федорченко, Сергей Лазарук, Борис Хлебников, Герц Франк. Проведение фестиваля традиционно сопровождается показом и знакового художественного кино. Так, в прошлом году саратовцы одними из первых в нашей стране увидели потрясающий новый фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки", а на предыдущем фестивале также в числе первых показов демонстрировался фильм Павла Лунгина "Царь".