Новости

17.03.2011 00:47
Рубрика: Экономика

Взяли кассу

На урале обостряется конкуренция на рынке приема коммунальных платежей

По примеру Тюменской области на Среднем Урале решили создать единый расчетный центр, который призван упорядочить прием платежей от населения и сделать более прозрачными расчеты муниципалитетов с поставщиками ресурсов. Но местное самоуправление отнеслось к этой идее критически.

Региональный информационный центр (РИЦ) появился на Среднем Урале в октябре 2010-го. По словам заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, это было сделано в целях обеспечения прозрачности денежных потоков и уменьшения оплаты за биллинг.

- Субъект РФ берет под контроль начисление платежей и работу с неплательщиками, что позволит снизить задолженность, сдержать темпы роста тарифов и искоренить те нарушения, которые есть в сфере ЖКХ. Государственная компания будет отвечать и перед гражданами, и перед правительством области за достоверность расчетов, отслеживать, чтобы не было "двойных квитанций", - подчеркивает замминистра.

На данный момент РИЦ работает в пяти муниципальных образованиях, ведутся переговоры еще по 19, ожидается, что уже к концу первого квартала предприятие откроет там свои филиалы. А до начала нового отопительного сезона планируют охватить всю область, включая Екатеринбург.

Вот тут и приходит в голову меткое народное выражение: не говори "гоп", пока не перепрыгнешь. Едва появившись в Екатеринбурге, РИЦ встретил активное сопротивление со стороны местной администрации, депутатов и даже общественной палаты. Дело в том, что в столице Урала уже десять лет действует собственная аналогичная структура - Единый расчетно-кассовый центр (ЕРЦ). И хотя сейчас это ООО, горожане прекрасно помнят, что изначально это было муниципальное предприятие, созданное по инициативе городских властей под теми же лозунгами: упорядочить расчеты, ликвидировать задолженности.

На сегодня ЕРЦ располагает разветвленной сетью: 20 районными отделениями и 134 кассами и терминалами. Через эту организацию можно вносить коммунальные платежи, плату за ТВ, радио, домофон, телефон, Интернет, оплачивать кредиты, содержание ребенка в детском саду и образование студента, причем без комиссий - именно это привлекает большинство потребителей, ведь банки и платежные терминалы взимают от 6 до 10 процентов от суммы. Кроме того, через ЕРЦ происходит пополнение социальных карт льготников и электронного проездного "Е-карта". В базе организации - 480 тысяч лицевых счетов.

Вполне закономерен вопрос: зачем ломать сложившуюся систему? Ведь ушли годы на то, чтобы люди привыкли и оценили ее удобство.

- Никакого давления не будет. В соответствии с Жилищным кодексом управляющие компании и ТСЖ добровольно выбирают агента. Стоимость услуги в РИЦ несколько меньше, чем в ЕРЦ, поэтому они сами будут заинтересованы в сотрудничестве, - уверяет Николай Смирнов.

По словам Олега Троицкого, гендиректора РИЦ, открывая филиалы на той или иной территории, стараются не нарушить систему, а наоборот, помочь управляющим компаниям осуществлять претензионно-исковую работу, то есть наводить порядок в коммунальной сфере.

Создание специализированной структуры, считают в министерстве, гарантирует территориям экономический эффект. Уже первый проект РИЦ в Кировградском городском округе принес дополнительные сборы в размере 200 тысяч рублей: при тестировании базы данных муниципального учреждения ЖКХ было выявлено более 2000 различных неточностей.

К ЕРЦ также имеются претензии со стороны контролирующих органов. Как заявили в областном управлении Роспотребнадзора, центр довольно часто нарушает права екатеринбуржцев на предоставление информации, выдает неправильные расчеты. А привлечь организацию к ответственности практически невозможно: суды не признают ее стороной потребительских отношений, потому что между ЕРЦ и гражданами не заключены соответствующие договоры, расчетно-кассовый центр работает с ними в силу агентских соглашений с УК и ТСЖ.

- На нас с официальными предложениями о сотрудничестве никто не выходил (хотя руководитель РИЦ утверждает обратное. - Прим. авт.), - говорит Елена Береснева, заместитель директора ЕРЦ. - В Екатеринбурге наша организация не обслуживает всего четверть жилфонда. Но именно этот жилфонд практически невозможно проверить на прозрачность расчетов и соблюдение условий тарифного регулирования в связи с огромным количеством участников - это порядка 1000 управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. Реально ли все эти компании меньше чем за полгода перевести на обслуживание в одну структуру? Без социальных последствий - однозначно нет. В свое время мы потратили на это два с лишним года. К тому же в рыночных условиях невозможно управляющим компаниям приказать работать с кем-то. Это должен быть осознанный выбор.

Руководство Регионального информационного центра полагает, что управляющие компании соблазнятся возможностями единого центра обработки данных - только одна его очередь позволяет проводить расчеты для 400 тысяч лицевых счетов. В эту систему могут войти как потребители, так и УК, ресурсоснабжающие организации, местное самоуправление. А у правительства Свердловской области будет общая картина по всем территориям, подчеркивает Олег Троицкий.

- Новая структура предлагает программный продукт в on-line режиме, фактически это лишь аренда программного обеспечения. И вообще программа - это примерно десятая часть того функционала, который сегодня обеспечивает расчетный центр по договорам с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. Не исключаю, что какие-то из управляющих компаний будут готовы заключить два договора - на аренду ПО и на все остальные функции. Хотя конструкция уж слишком замысловата - чем больше участников, тем сложнее определить границы ответственности, - комментирует Елена Береснева.

С ее точки зрения, действия областного министерства ЖКХ не вполне логичны, ведь поручение губернатора сделать систему расчетов за услуги ЖКХ прозрачной в Екатеринбурге уже выполнено. Все платежи, поступающие от населения, ежедневно "расщепляются" по поставщикам. Не первый год работают схемы пообъектного учета, что позволяет жильцам видеть информацию о расходах на обслуживание дома, включая предоставление коммунальных ресурсов. Данные по лицевым счетам предоставляются через личный кабинет пользователя в Интернете (вся история платежей, включая пени, наличие субсидий и компенсаций, архив показаний приборов учета).

По мнению Нафика Фамиева, депутата гордумы, возможно, вхождение РИЦ в Екатеринбург - это действительно попытка взять ситуацию под контроль (долги населения на начало отопительного сезона достигали трех миллиардов рублей. - Прим. авт.), а может, изменение направления денежного потока. В ЕРЦ ушли от ответа на вопрос, сколько средств проходит через эту кассу транзитом. Но несложно подсчитать приблизительную сумму. В среднем каждая екатеринбургская семья оплачивает пять квитанций в месяц, общая сумма может достигать 6-10 тысяч рублей. Умножив на 480 тысяч лицевых счетов, получаем порядка 2,8-5 миллиардов в месяц. Итого за год до 60 миллиардов. При собираемости платежей 98,6 процента цифра выглядит более чем привлекательно: ЕРЦ по условиям агентских договоров вправе оставлять себе от 1,5 до 5 процентов за обслуживание каждого лицевого счета.

Большинство участников рынка ЖКХ, опрошенных "РГ", сходится во мнении, что создание единого расчетного центра в рамках области - шаг оправданный, но вот тактика областных властей слегка хромает: было бы логично, если бы РИЦ сначала набрался сил и опыта в городах с населением до 200 тысяч человек и уже потом принялся за освоение областного центра.

Прямая речь

Николай Винниченко, полномочный представитель президента РФ в УрФО:

- В сфере ЖКХ очень высокая коррупция. Думаю, выходом из ситуации должно стать не столько повышение внимания правоохранителей к злоупотреблениям, сколько создание прозрачной системы оплаты. По такому пути пошли в Тюмени, организовав единый расчетный центр, который отделен от управляющих компаний и является центром сбора средств от населения. Инициаторами выступили правительство области, крупные поставщики тепла и электроэнергии, заинтересованные в том, чтобы платежи населения доходили до них, а не тратились на иномарки и поездки за рубеж. Когда деньги граждан поступают в расчетный центр и выплачиваются поставщикам с учетом объемов предоставленных услуг, управляющие компании лишены возможности бесконтрольно их тратить. Мы приняли решение рекомендовать распространение этого опыта в других регионах УрФО.

Экономика Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область