После того как в Чебоксарах открылось учебное заведение для приемных пап и мам, в детских домах республики стало значительно меньше малышей. В прошлом году в Чувашии закрылось сразу два интерната только потому, что детей там не осталось.
Татьяна Николаева готовится взять на воспитание третьего приемного ребенка. Двух своих они с мужем давно вырастили. Сейчас их родные дочери обзавелись собственными семьями и живут в Москве. Уже через несколько месяцев после отъезда младшей дочери супруги заскучали. Тогда-то и родилась идея взять на воспитание ребенка из детского дома. Так у Николаевых появились два сына. Старший учится уже в 5-м классе и намерен стать военным. Говорит, что на выбор повлияла профессия приемного отца, который служил в танковых войсках. Теперь супруги станут родителями для 5-летней Юли.
- Я всегда мечтала о сыне, поэтому первым у нас в семье появился 6-летний Дима, - рассказывает женщина. - Мы с мужем так были во-одушевлены, что даже не подумали проконсультироваться с психологом. Мальчик оказался гиперактивным, поэтому быстро наладить отношения не удалось. Я только теперь понимаю, что, если бы мы сразу пришли в школу приемных родителей, болезненной притирки можно было бы избежать.
- Наша главная задача оказать психологическую поддержку людям, взявшим или планирующим взять на воспитание ребенка, - объясняет руководитель школы приемных родителей и директор чебоксарского детского дома Ирина Петрович. - Сначала наши психологи и социальные педагоги давали приемным родителям небольшие консультации. Вскоре стало понятно, что за одну встречу невозможно обсудить все нюансы. Тогда и возникла идея организовать школу.
Первую группу набрали в августе 2008 года. Тогда на занятия ходили всего пять человек. С тех пор количество участников значительно расширилось. А в конце 2010 года в Чувашии открылся филиал школы приемных родителей на базе канашского интерната.
- Мне часто приходится наблюдать, как родители словно товар в магазине выбирают себе ребенка, - говорит Ирина Петрович. - Соберут документы, приедут к нам и просят "упаковать" понравившегося малыша. А вот расспросить воспитателей об особенностях ребенка: что он предпочитает из еды, во что любит играть, - новоиспеченным родителям, как правило, невдомек. Вопросы появляются потом, спустя несколько недель.
На своих уроках специалисты школы рассказывают будущим папам и мамам о формах устройства детей в семьи, помогают определиться с выбором возраста и пола ребенка, разъясняют все про наследственные нюансы.
- В основном на воспитание предпочитают брать детей дошкольного возраста, - сетует преподаватель школы Надежда Смирнова. - Мы объясняем, что ребята постарше ничем не хуже. Они уже толковые собеседники и помощники по хозяйству. Прежде всего помогаем родителям разобраться со своими чувствами: действительно ли они хотят посвятить себя воспитанию неродного ребенка. Причем стараемся не напугать их, а просто дать информацию обо всех возможных трудностях, с которыми придется столкнуться.
Как правило, подготовка будущих родителей длится два месяца. Сначала идут групповые занятия и тренинги, затем индивидуальные консультации для каждой семьи.
- На уроках мы разбираем конкретные жизненные ситуации, - объясняет Надежда Смирнова. - Например, что делать, если ребенок берет без спроса деньги? Как реагировать на непослушание и агрессию? Почему малыш не отвечает на вопросы и как его разговорить?
Пройдя курс в школе приемных родителей, слушатели получают свидетельство, которое может служить рекомендацией для органов опеки и попечительства. Однако не все, получив аттестат, сразу возьмут ребенка в семью. Многие, пройдя учебу, понимают, что пока не готовы к такому шагу. В школе приемных родителей не расстраиваются, ведь лучше передумать сейчас, чем когда ребенок окажется в семье. К тому же благодаря работе специалистов количество случаев, когда приемные родители возвращают детей, снизилось вдвое. Если в 2009 году в детские дома вернулись 50 детей, то в прошлом году только 21.