Министр обороны Анатолий Сердюков слетал с кратким рабочим визитом в Париж.
Там он провел переговоры с новым главой военного ведомства Франции Жераром Лонге. Одной из тем обсуждения был контракт века - покупка и строительство для нашего Военно-морского флота вертолетоносцев класса "Мистраль". Когда в городе Сен-Назере в присутствии президента Франции Николя Саркози было подписано рамочное соглашение по этому проекту, самые большие оптимисты прогнозировали, что уже в апреле наша Объединенная судостроительная корпорация и компания DCNS подпишут контракт по "Мистралям". Однако в Париже российская делегация не форсировала этот процесс.
По дороге домой Анатолий Сердюков объяснил корреспонденту "РГ", что наши военные ждут от заключения сделки и на каких условиях они готовы взаимодействовать с французами.
По словам министра обороны, важно заранее определиться с главным вопросом: под какие цели и в каком виде нужно приобретать эти корабли. А еще предусмотреть все нюансы, связанные с сервисным обслуживанием вертолетоносцев, обучением их экипажей и подготовкой пунктов базирования "Мистралей". Ну и, конечно, договориться о реальной стоимости контракта.
- Пока разговор идет о приобретении двух кораблей, - уточнил Анатолий Сердюков.
Известна общая схема продвижения сделки. Минобороны делегирует полномочия заказчика "Рособоронэкспорту". Эта организация и будет осуществлять закупку вертолетоносцев. Что же касается российского участия в производстве "Мистралей", главным партнером французских корабелов, скорее всего, станет наша Объединенная судостроительная корпорация.
Корреспондент "РГ" спросил у министра о других закупках иностранной военной техники. Министр обороны в первую очередь упомянул беспилотные летательные аппараты. Приобретение небольшой партии БПЛА в Израиле не означает, что армейское руководство отказывается от любых предложений российских производителей. Другое дело, что их продукция явно уступает зарубежной. В этом министр убедился, когда ему показывали российские беспилотники.
- Есть четко сформулированные требования к таким аппаратам. Сейчас детально изучаются израильские БПЛА, существует договоренность об их совместном производстве в нашей стране, - сказал Анатолий Сердюков. - Вообще нас интересует вся линейка такой продукции. Скажем, если беспилотники, летающие по 16 часов. Их можно использовать в интересах, как минимум, армии. Но, кроме того, нам требуются аппараты для бригад. Нужно смотреть, что предлагают в этом сегменте. Если говорить о функциональности беспилотников, то речь должна идти не только о разведывательных, но и об ударных комплексах.
Появится ли такая техника на Курилах? На этот вопрос корреспондента "РГ" министр ответил, что план переоснащения островной группировки Генштаб уже подготовил. Но раскрывать его подробности Анатолий Сердюков считает преждевременным.
- Эту задачу ставил нам президент России. В самое ближайшее время я доложу ему об этих планах. А их реализация начнется сразу после утверждения наших предложений Верховным главнокомандующим, - сказал Анатолий Сердюков.
Корреспондент "РГ" спросил его о судьбе расквартированной на Курилах пулеметно-артиллерийской дивизии. Она останется на островах?
- Останется, - сказал министр, - но получит новое наполнение.
Другой вопрос касался приема в высшие военные учебные заведения. В прошлом году минобороны отказалось от набора первокурсников. Что ждать в нынешнем?
- Скорее всего, приема тоже не будет, - ответил Сердюков. - У нас за штатом сейчас находится большое количество офицеров. В первую очередь надо определиться с их судьбой, постараться подобрать им новые места службы. Быть может, для кого-то организовать переподготовку по другим специальностям.
Что касается выпускников, расчет по ним надо вести не сейчас, а знать потребности в лейтенантах на годы вперед. Если набирать курсантов сегодня, то прогнозировать ситуацию в 2016 год.
По просьбе корреспондента "РГ", министр обороны прокомментировал планы военных набирать в армию на офицерские должности выпускников гражданских вузов.
- По некоторым гражданским специальностям, например, программистов, логистиков, мы эту практику обязательно используем. Она уже применяется, - объяснил Сердюков. - Если говорить о выпускниках военных вузов, здесь надо смотреть, смогут ли они работать, скажем, как специалисты Бауманки. Получится готовить таких же профессионалов, будем это делать. Не получится, начнем брать людей после гражданских высших учебных заведений.
В прошлом году в порядке эксперимента в некоторых воинских частях пошли на серьезные послабления для солдат-призывников. Для них ввели два обязательных выходных в неделю, разрешили ходить в увольнение в гражданской одежде, в распорядке дня появился час послеобеденного сна. Кое-какие преференции, например, возможность свободно пользоваться мобильным телефоном, уже прижились в войсках. А что будет с другими солдатскими радостями?
- Думаю, они полноценно заработают в конце нынешнего или начале будущего года, - сказал Сердюков.
Министр уверен, что для солдата в армии должны быть созданы нормальные условия жизни.
- В полевом лагере должно быть все необходимое - от теплой палатки и оборудованного всем необходимым медпункта до бани и прачечной, - объяснил министр обороны.
На базе Мулинского гарнизона военные хотят построить современный учебный центр Сухопутных войск. Его программное обеспечение в расчете на бригаду закажут в Германии, а тренажеры будут отечественными.