Чья колбаса самая лучшая и как доить осетра - об этом и не только пойдет речь в новой потребительской программе журналиста НТВ Алексея Егорова "Выход есть!"
Первый эфир передачи состоится 20 марта в 16.20. Алексей Егоров в вопросах экспертизы товаров и услуг не новичок. Зрителям уже хорошо знаком его цикл "История всероссийского обмана".
Об особенностях новой передачи Алексей Егоров рассказал "РГ".
Российская газета: На телевидении программ, связанных с экспертизой продуктов народного потребления, в избытке. В чем будет принципиальное отличие вашей передачи?
Алексей Егоров: Во-первых, мы - программа с историей. Ведь наша новая передача выросла из цикла "История всероссийского обмана". Когда годами занимаешься поиском обмана, в том числе и в продуктах, то начинаешь разбираться, а где же все-таки искать действительно приличный товар. Второе, мы всегда будем стараться заглянуть в холодильник к экспертам. Если директор мясокомбината говорит, что его колбаса самая лучшая, интересно узнать, а что на самом деле ест он. И таких идей у нас множество.
РГ: Какие товары и услуги планируете подвергать критическому анализу?
Егоров: Только плохие. Чем больше список "Е" в составе продукта, тем больше шансов, что мы его раскритикуем. Но наша новая программа больше нацелена на позитив. Главная задача проекта "Выход есть!" - найти хорошее. А это, поверьте, непросто. Например, мы в программе "Мясо" рассказывали, что, скажем, из колбасы стало исчезать мясо. А потом мы общались с кришнаитами: у них другая проблема, они не могут найти продукты без мяса, точнее, без мясных составляющих. Оказывается, в сметану сейчас вовсю добавляют желатин. И найти сметану без мясного прошлого для них целый труд. Они же вегетарианцы.
РГ: В студии вы с коллегами будете проводить необычные эксперименты. Может быть, вам уже удалось отснять такое "испытание", и в чем оно заключалось?
Егоров: Скажем, в выпуске, посвященном икре, мы покажем дойку осетра. Ведь для того чтобы получить икру, рыбу вовсе не обязательно убивать. Ее можно подоить, сделать кесарево сечение и отпустить. В Иране, например, есть рыбы, которые переживают до двадцати таких операций.
РГ: Быть может, вы рискнете жизнью и поставите какой-нибудь эксперимент на себе?
Егоров: А я всегда ставлю эксперименты на себе. Вспомните программу про водку из цикла "История всероссийского обмана". Честно выпил дозу, близкую к предельно допустимой. И ничего. Полстраны каждые выходные ставят на себе такие эксперименты. Но проблема в том, что о вреде алкоголя знают все, а о вреде трансжиров в чипсах, вафлях и шоколаде - лишь специалисты. Я уверен, большая часть вашей аудитории и слова такого не слышала - "трансжиры". А некоторые ученые считают их вреднее алкоголя, да и едите вы их каждый день, и что хуже - их едят и дети. Именно поэтому в программе "Дети. История всероссийского обмана" мы будет подробно рассказывать, что такое трансжиры и с чем их не едят.
РГ: Вы будете продолжать работу над циклом "История всероссийского обмана", не будут ли пересекаться темы ваших исследований?
Егоров: Возможно, где-то темы пересекутся. И никакой проблемы тут нет - если я рассказывал зрителю, что из 100 банок тушенки 80 не соответствуют нормам, теперь я буду рассказывать, как вычислить те самые двадцать.
РГ: Почему вы решили взять в качестве соведущих новой передачи ваших детей-близнецов?
Егоров: У меня умные дети. Когда летом жили на даче, они видели, как работают на стройке гастарбайтеры. После этого дочка подошла ко мне с вопросом: "Папа, а почему у них такие грустные лица?" А сын спросил: "Если дом строится так долго, сколько времени Бог землю создавал?", на что дочь заметила: "Не волнуйся, ему Природа помогала". Детям было четыре года, откуда у них такие мысли?
РГ: Как к подобной идее отнеслась ваша жена?
Егоров: У меня жена - телевизионщик, была шеф-редактором программы "Профессия - репортер", сейчас она шеф-редактор программы "Последнее слово". Участие детей в передаче для нее - дополнительная возможность с ними пообщаться. Ведь их сюда и привезут, и накормят. А развлечения они и сами тут находят.
РГ: Помогает ли вам в журналистской работе то, что некогда вы собирались быть экспертом-криминалистом?
Егоров: К сожалению, собирался не значит стал. Я еще кандидатом химических наук хотел стать. Даже поступил в аспирантуру, но бросил. Увы. Зато мое химическое образование мне очень помогает. Скажем, для меня очевидно, что между водкой из нефти и водкой из зерна не должно быть разницы. Да и нет ее. Если, конечно, мы говорим о получении высококачественного спирта. И так же с другими продуктами: я тут увидел в продаже очередные сосиски с пометкой "для детского питания". А прочел состав и понял - сплошь усилители вкуса, ароматизаторы, их и взрослым есть не стоит. Спрашиваю: "А кто дал право называть их детскими"? Мне объясняют: так это же все для вас делают, чтобы товар был подешевле. Ведь получив статус детских, сосиски получили и налоговые льготы. Вы понимаете, это же полная подмена здравой логики, это и есть пример глобального обмана. Напихайте в колбасу еще туалетной бумаги и назовите ее детской. Мы-то, покупатели, думаем, что если детское, значит, лучшее. Оказывается, обманывают нашего брата. Но не волнуйтесь - мы все объясним.
Досье "РГ"
Алексей Егоров окончил Московский институт тонкой химической технологии, собирался стать экспертом-криминалистом, но занялся журналистикой. В 1999 году приступил к работе в программе "Дежурная часть" на РТР. В декабре 1999-го Егоров стал корреспондентом программы "Криминал", потом, уже на НТВ, готовил сюжеты для программ "Сегодня" и "Намедни". Далее работал корреспондентом "Программы максимум". Сейчас ведет расследования рынка товаров и услуг в цикле "История всероссийского обмана" и программе "Выход есть!" на НТВ.