Катастрофа в Японии - второй по стоимости экономике мира - может радикально изменить ее энергетику, основанную на АЭС. Страна уже наращивает ввоз газа, нефти и мазута. При этом японский спрос не позволит нефтяным ценам упасть даже в связи с предстоящим урегулированием ситуации в Ливии. К таким выводам приходят эксперты.
Международное аналитическое агентство "Аргус" полагает, что по крайней мере до конца года Япония будет наращивать потребление нефтепродуктов и газа для выработки электричества. Японские энергокомпании считают, что эти расходы по импорту увеличатся минимум на треть.
Доля атомной энергетики в энергобалансе Японии - примерно 40 процентов, нефтегазовой и угольной - около четверти. Но в ближайшее время эти пропорции могут поменяться местами: нефтегазовая доля может стать основной в энергетике. Вдобавок Япония уже наращивает ввоз сжиженного газа, но теперь уже не с арабского Востока, а из соседних стран - России, Брунея, Индонезии. И если до цунами доля российского СПГ на японском рынке оценивалась примерно в 3 процента, то через два года, как полагают аналитики, она может дойти до 5 - 7 процентов.
Из-за природных катаклизмов в Японии были выведены из строя минимум четверть атомных энергомощностей. Кроме того, остановлена работа свыше 20 тепловых электростанций. А все эти мощности покрывали до трети японских энергопотребностей. Правда, есть резервы мощности, но в основном они газовые и газомазутные.
Для восполнения выпадающей атомной энергии общий спрос на мазут и нефть увеличится в стране на 300 тысяч баррелей в сутки. Это примерно треть ливийской нефти, которую пока недополучает мировой рынок. Но уже в последнем квартале потребление всех видов энергоносителей в Японии может резко пойти в рост. Однако экологические нормативы могут отсечь многих экспортеров, пожелающих ввезти в Японию мазут. Скажем, доля серы в российском мазуте в десятки раз превышает японские требования.
Кстати, японские и зарубежные эксперты оценивают потери Японии минимум в 125 миллиардов долларов.