20idei_media20
    18.03.2011 16:32
    Рубрика:

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 27. Обособление обстоятельств и сравнительных оборотов

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об обособлении обстоятельств и сравнительных оборотов.

    Урок 27. Обособление обстоятельств. Учимся создавать высказывания. Обособление сравнительных оборотов

    I. Вспомните:

    а) что за второстепенный член предложения обстоятельство и какой главный член предложения оно распространяет;

    б) какими частями речи может быть выражено обстоятельство;

    в) какая синтаксическая связь между главным словом и зависимым словом-обстоятельством, если обстоятельство выражено существительным с предлогом; деепричастием;

    г) виды обстоятельств

    (все ответы в предыдущих уроках).

    Вспомним, что при прямом порядке слов положение обстоятельства, выраженного наречием и существительным с предлогом, вариативно: оно способно занимать место как до глагола-сказуемого, так и после него, а также в начале предложения: вчера началась весна, птица сидела на ветке.

    1. Свободное местоположение обстоятельства не способствует обособлению обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (кроме сравнительных оборотов, о чём ниже) и тем более наречиями. Поэтому обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенных падежей и наречиями, обособляются факультативно при пояснении и смысловом выделении в речи, например:

    В утреннем свете, за логом, густо дымились крыши деревни. (И. Бунин) - Автору важно показать место, где стояла деревня. (Что такое лог? Толковый словарь!)

    Сравните то же предложение, но без логического акцента на обстоятельстве и без обособления: В утреннем свете за логом густо дымились крыши деревни.

    2. Деепричастие, как мы знаем, в предложении играет роль второго (однородного) сказуемого. Поэтому обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, как правило, содержат добавочные сообщения, интонируются в речи, а на письме обособляются независимо от места, занимаемого в предложении, например:

    1) Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. (А. Пушкин) = Ватага чёрных ворон закаркала и отлетела.

    2) Ватага чёрных ворон отлетела, закаркав.

    3) Пошумев сердито, море успокоилось. - Когда (После того как) море пошумело сердито, оно успокоилось.

    Задание. Прочитайте предложения. Определите, в каком из них употреблён причастный, а в каком деепричастный оборот (найдите главные слова, поставьте от них вопросы к зависимым причастию или деепричастию; проанализируйте суффиксы).

    1)    Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

    2)    Врач, склонившийся над солдатом, осматривал рану.

    Случаи необособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом:

    1) если одиночное деепричастие имеет значение наречия и выступает в синтаксической роли обстоятельства образа действия. Такие деепричастия-обстоятельства обычно стоят после глагола-сказуемого, их можно заменить синонимичным наречием. Кроме того, утрату деепричастием функции сказуемого можно проверить подстановкой сочинительных союзов и, и притом, например:

    Эту тяжёлую тележку один человек тащит шутя. = Эту тяжёлую тележку один человек тащит легко. (Нельзя сказать "человек тележку тащит и шутит".);

    2) если одиночное деепричастие входит в группу однородных членов-обстоятельств вместе с наречием, например:

    Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь.

    Но два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных, обособляются, например:

    Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (А. Чехов);

    3) если деепричастия с зависимыми словами составляют устойчивые фразеологические обороты, заменяемые нейтральными синонимами, сломя голову (быстро), спустя рукава (небрежно), затаив дыхание (очень внимательно, не шелохнувшись) и др., они входят в состав сказуемого:

    И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А. Грибоедов)

    Задание. Прочитайте фразеологизмы. Выясните значение незнакомых вам оборотов во фразеологическом словаре. Составьте устно по предложению с каждым выражением.

    Не мудрствуя лукаво, не покладая рук, сложа руки, засучив рукава, не смыкая глаз, не переводя дух, положа руку на сердце, скрепя сердце, раззиня рот, очертя голову, не солоно хлебавши.

    Не обособляются также деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав составного именного сказуемого при глаголах-связках движения или состояния, например:

    Мальчик шёл прихрамывая. - Смысл данного высказывания не в том, чтобы сообщить о процессе движения мальчика, а в том, чтобы сообщить, что этот процесс происходил определённым образом. Обычно такие деепричастия занимают место после сказуемого.

    Сравните аналогичную конструкцию с деепричастным оборотом: Мальчик стоял опустив голову.

    Функция второго сказуемого чаще всего присуща одиночному деепричастию или деепричастному обороту, стоящему до глагола-сказуемого. Сравните интонацию логически выделяемого деепричастия и оборота в синонимичных предложениях с другим порядком слов, где основное сообщение содержится в грамматической основе с простым глагольным сказуемым:

    Прихрамывая, шёл мальчик.

    Опустив голову, стоял мальчик.

    Задание. Вариант сочинения-рецензии начинается так:

    Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.

    И в первом, и во втором предложениях акцент сделан на повести А. Пушкина - именно эти слова занимают ударное место в конце враз. Однако указание на автора эссе даётся сразу в первом предложении, и делается это с помощью деепричастного оборота. Проанализируйте смысловое наполнение в синонимичном предложении с изменённым порядком слов: Я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера. Как вы построите следующую фразу?

    II. Сравнительные обороты.

    Сравнительные обороты - это одно слово или выражение, содержащие в себе сравнение и начинающиеся синонимичными подчинительными сравнительными союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.

    Сравнение - это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного. Таким образом, для признания оборота сравнительным необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием для сравнения). Рассмотрим два примера.

    1) Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. - Здесь есть основание для сравнения - сравнивается форма предметов: лица и яблочка, и точно яблочко сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ. Это и делает сравнение видом полисемии.

    2) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки. (М. Лермонтов) - Здесь нет основания для сравнения - борода не сравнивается с губочкой, но вместо бороды точно кусочек губочки.

    Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются - выделяются запятыми.

    1. Мы знаем, что признаки предмета обозначают прежде всего прилагательные и причастия, которые либо входят в составное именное сказуемое (как в примере 1), либо выступают определениями, например:

    С утра ползли серые, как дым, облака. (А. Н. Толстой) - Здесь сравниваются облака с дымом по признаку цвета - серые. Грамматически сравнение оформляется с помощью прилагательного-определения серые и сравнительного оборота как дым, тоже определения, уточняющего признак: облака (какие?) серые (а именно какие?) как дым.

    При сравнительном обороте-определении определяемое слово-предмет может быть любым членом предложения.

    Задание. К какому члену предложения относится сравнительный оборот? Подо льдом, матовым, словно запотевшее стекло, плавали рыбы.

    2. Сравнительный оборот может выступать обстоятельством, тогда он зависит от сказуемого, а признак при этом получает предмет-подлежащее, например:

    На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров) - Здесь звёздочка сравнивается с глазом, а грамматически сравнение оформляется посредством сказуемого и зависимого от него обстоятельства: звёздочка сверкнула (как?, каким образом?) как живой глаз.

    Задание. Найдите в приведённом выше предложении обстоятельство, которое уточняет сравнительный оборот и тоже зависит от сказуемого. К какому виду обстоятельств оно относится? Какая это часть речи?

    3. Посредством сравнительных оборотов в предложении могут не только создаваться образы, но и уподобляться предметы или явления, например:

    Множество людей, как в праздник, вышло на улицу. - Здесь сравнительный оборот-обстоятельство, зависимый от сказуемого, по смыслу распространяет всё предложение: выход множества людей на улицу подобен празднику.

    Сравнительные обороты-уподобления всегда обстоятельства образа действия.

    4. Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Наибольшую сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем

    Обороты обособляются               Обороты не обособляются
    1. Если есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает определением, уточняющим основное определение, или обстоятельством, зависящим от сказуемого:
    1) С утра ползли серые, как дым, облака. (А. Толстой)
    2) На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров)
    3)Множество людей, как в праздник, вышло на улицу.
    1. Если обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже. Чаще всего оно, согласно месту дополнения при прямом порядке слов, стоит после сказуемого, например:
    Волосы у девочки вьются как колечки. Ср.: Волосы у девочки вьются колечками.
    2. Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь, на которое падает логическое ударение, например:
    1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь)
    2) У брата были те же черты лица, что и у сестры.
    2. Если в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, например:
    Пруд как блестящая сталь. (А. Фет)
     
    3. Если оборот начинается сочетанием как и - в этом случае он близок к присоединительной конструкции, например:
    В глазах Маши, как и во всём лице, наблюдалось что-то необычное.
    3. Если сравнительный оборот, чаще всего одно слово со сравнительным союзом, входит в составное именное сказуемое с глаголами-связками движения или состояния - без сравнения сказуемое не имеет законченного смысла, например:
    Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев)
    4. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем: (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая, например:
    Эта посылка весит не больше, чем предыдущая. - Есть сравнение этой посылки и предыдущей посылки.
    4. Если в предложении нет сравнения предметов или явлений, запятая перед союзом чем не ставится, например:
    Посылка весит не больше чем пять килограммов. - По смыслу нельзя сравнить посылку и килограммы. Оборот можно заменить синонимичным сочетанием сравнительной степени наречия с числительным и существительным: весит не больше пяти килограммов.
      5. Если оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое:
    белый как снег (очень белый),
    бояться как огня (очень бояться),
    бежал как сумасшедший (быстро бежал) и т. д.
    Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов)


    Примечание.
    К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как. Такие конструкции не обособляются, например:

    1) Над головой раздались раскаты вроде грома.

    2) Я думаю о своём соседе не иначе как о замечательном человеке.

    Задания. 1. Укажите предложение, где должна стоять запятая.

    1)    У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.

    2)    Мы знаем Крылова как талантливого баснописца.

    3)    Надо мной как гигантский шатёр расстилалось голубое небо.

    4)    Старик схоронил сына и остался один как перст.

    2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    1)    Я был, как в тумане.

    2)    Город, как пёстрый план, лежал далеко под нами.

    3)    Ваське, как самому старшему, рано пришлось идти в услужение.

    4)    Поражённый какой-то мыслью, он остановился как вкопанный.

    Поделиться: