21.03.2011 01:00
    Поделиться

    По ливийским объектам ПВО было выпущено более 100 ракет "Томагавк"

    Когда военная операция "Одиссея. Рассвет" международных сил в Ливии разворачивается настолько стремительно, трудно поверить, что решение о ее проведении было принято лишь пару дней назад.

    Большая геополитическая игра в Средиземноморье, как это ни цинично звучит, началась. Ее последствия для региона просчитать невозможно. Относительно бескровная революция в Ливии за считаные недели переросла сначала в гражданскую войну, а затем и вовсе в международную операцию по принуждению к миру режима Каддафи. Или все же по свержению нелюбимого Западом полковника?

    Проблема заключается в том, что конечная цель проводимой международным сообществом операции остается неясной. Резолюция Совбеза ООН устанавливает над Ливией бесполетную зону. Она должна обеспечить безопасность гражданского населения. С юридической точки зрения все безупречно. Но еще до начала военной операции представители Пентагона и НАТО предупреждали о трудностях, связанных с организацией зоны "нон флай": ведь для этого предстояло как минимум уничтожить авиацию и силы противовоздушной обороны Ливии. С этим минимумом силы коалиции, похоже, справились уже в воскресенье.

    Американская авиация нанесла удар по крупному аэродрому в окрестностях Триполи. Свыше ста ракет "Томагавк" было выпущено по ливийским объектам ПВО. Президент США Барак Обама подтвердил: военному потенциалу Каддафи нанесен серьезный урон. Уничтожены базы, которые осуществляли снабжение топливом верных полковнику частей. Казалось бы, большинство поставленных в резолюции задач выполнено - ливийская авиация больше не летает, наступление на Бенгази прекращено.

    Тем не менее операция международных сил продолжается. С каждым днем к ней подключаются все новые страны. О готовности направить свои самолеты для патрулирования воздушного пространства Ливии объявили Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Поближе к месту боевых действий перебрасывает свою авиацию Испания.

    В резолюции Совбеза ООН ничего не говорится о будущем режима Каддафи. Но это тот самый случай, когда настоящие задачи проводимой операции все ее участники держат в уме. В течение выходных французские "Рафалли" планомерно уничтожали с воздуха расположенную вблизи Бенгази бронетехнику ливийской армии под тем предлогом, что она угрожает мирному населению. Танки Каддафи, которые, как следует из сообщений французских военных, угрожали безопасности полетов коалиционных сил, были сожжены.

    Глава Джамахирии открыл военные склады и распорядился выдавать оружие всем желающим защищать Триполи. Мера психологического характера, которая никакого реального влияния на характер боевых действий не окажет. Настораживает другое: кроме коротких сообщений о ликовании в Бенгази в связи с началом международной военной операции никакой иной информации о планах Национального совета Ливии не поступало. Какими бы эффективными ни были удары с воздуха, только они к падению режима Каддафи не приведут. Резолюция Совбеза запрещает иностранным армиям вторжение в Ливию. А значит, свергать полковника придется оппозиционным силам. Но не слишком ли поздно перед ними поставлена эта задача? И существует ли в реальности, а не на бумаге та самая оппозиция, которой помогает международная коалиция?

    На эти вопросы очевидного ответа нет. Еще до начала международной операции Каддафи утверждал: его противники разгромлены и деморализованы. Они спасаются бегством в направлении египетской границы. Бенгази защищают разрозненные, лишенные общего командования группы повстанцев. Не исключено, что на этот раз он был прав. И теперь можно лишь гадать, сумеет ли оппозиция вновь собрать силы для наступления на Триполи.

    Одновременно с военной операцией в Ливии развернулась типичная для подобного рода конфликтов информационная война. Такая же, как была когда-то в Ираке сразу после начала американского вторжения. Стороны обвиняют друг друга в гибели мирного населения, стремясь перетянуть на свою сторону общественное мнение. Оппозиция говорит как минимум о 26 жителях Бенгази, погибших во время наступления ливийской армии. В Триполи утверждают, что в результате авиаударов международных сил погибли 48 человек, 150 получили ранения. Так ли это на самом деле, проверить невозможно - представители независимых гуманитарных организаций давно покинули подконтрольные Каддафи территории. Эксперты предполагают, что глава Джамахирии разместит остатки своей бронетехники в жилых кварталах, а затем обвинит в гибели мирных граждан коалицию.

    Риторика, которую использует полковник в своих выступлениях, как две капли воды напоминает заявления, которые перед началом военной операции в Ираке делал Саддам Хусейн. Тот также утверждал, что весь народ готов умереть за него, и обещал оказать жесткое сопротивление. Как все вышло на самом деле, хорошо известно: режим Хусейна пал за считаные дни, а его армия разбежалась.

    В аудиообращении, которое пустило в эфир ливийское государственное телевидение, Каддафи обещал превратить Средиземноморье в "настоящее поле боя" и нанести ответные удары по военным и гражданским объектам стран, входящих в коалицию. Но эти громкие заявления имеют обратный эффект, придавая дополнительную легитимность воздушным ударам по ливийской армии. Впрочем, сам полковник уже неоднократно упоминал о своем желании умереть мучеником, а значит рассчитывать, что военные действия быстро завершатся, вряд ли приходится.

    Ни одна из стран, входящих в коалицию, не заинтересована в прекращении ливийской операции до окончательного решения "вопроса Каддафи". Французам перед новой президентской кампанией нужна маленькая победоносная война, которая вернет Саркози поддержку избирателей. Британский премьер Дэвид Кэмерон, стремительно теряющий очки на фоне экономических трудностей, которые переживает Альбион, также не против поучаствовать в военной кампании. Страдающая от наплыва иммигрантов Италия рассчитывает, что свержение Каддафи положит конец политике открытых границ, которую десятилетия проводил Триполи.

    Между тем

    Пожалуй, труднее всего далось решение участвовать в военной операции против Ливии властям США. Президент Барак Обама практически в каждом выступлении повторяет: американцы лишь выполняют резолюцию Совета Безопасности ООН, оказав посильную помощь союзникам по НАТО.

    прямая речь

    Ани Казарян

    Эвакуировалась из Триполи 23 февраля на борту самолета МЧС. Жила в стране с 2008 года.

    -У меня в Ливии осталось много друзей. Но поддерживать связь с ними непросто. Интернет в Триполи отключили еще в феврале. Мобильная связь все это время работала с перебоями. Текстовые сообщения проходили от случая к случаю. До начала бомбежек я все же получала оттуда хоть какую-то информацию. Мои друзья утверждали, что в Триполи все это время сохранялась спокойная обстановка. Бои шли на востоке страны, который все годы, которые Ливией руководил Каддафи, считался оппозиционным: ведь Каддафи сверг короля Ливии Идриса, родившегося в Бенгази. Друзья рассказывали, что после прихода к власти Каддафи фактически ввел против востока экономическое эмбарго. Ситуация там всегда была гораздо хуже, чем в среднем по стране. Основные продукты питания стоили дороже. Каддафи уделял Бенгази куда меньше внимания, чем другим городам.

    В первые дни восстания на востоке большинство ливийцев поддерживали Каддафи для сохранения спокойствия и стабильности. Ситуация изменилась, когда стало известно об использовании на востоке иностранных наемников. Настрой людей сразу изменился. Ливийцы - гордый народ. Им не понравилось, что чужие напали на своих.

    Подготовил Виктор Фещенко

    мид россии

    "В Москве с сожалением восприняли вооруженную акцию, предпринимаемую со ссылкой на поспешно принятую резолюцию 1973 СБ ООН", - прокомментировал начало операции международных сил в Ливии официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.

    "Вновь настоятельно призываем как все ливийские стороны, так и участников военной операции сделать все для недопущения страданий мирного гражданского населения, скорейшего прекращения огня и насилия. Для надежного урегулирования внутриливийского конфликта в интересах демократического стабильного будущего этой страны нужно незамедлительно остановить кровопролитие и начать диалог между самими ливийцами", - заявил он.

    "Посольство России в Триполи работает в обычном режиме", - рассказал "РГ" сотрудник дипмиссии РФ в Триполи. Собеседник, попросивший не называть его имени, добавил, что указаний по поводу эвакуации посольства не поступало. Позже стало известно, что состав посольства России в Триполи все же будет сокращен. "Часть его сотрудников и другие российские граждане будут эвакуированы в ближайшие дни автотранспортом через Тунис", - сообщил МИД. Собеседник "РГ" не стал комментировать информацию о снятии с должности посла РФ в Ливии Владимира Чамова. По сведениям информагентств, Чамов был отозван в Москву в связи с "неадекватным представлением интересов России в ливийском конфликте".

    Подготовили Иван Карташов, Олег Кирьянов

    Поделиться