Новости

21.03.2011 00:08
Рубрика: Культура

Балет без вакансий

Большой театр стремительно решил кризисную проблему

Неделю назад без худрука и заведующего осталась балетная труппа Большого театра. Предложение возглавить ее принял бывший премьер труппы Большого театра Сергей Филин. На административную должность заведующего назначили действующего солиста Яна Годовского.

Должность художественного руководителя балета Большого театра оставалась вакантной всего три дня. Что доказывает: это самая престижная вакансия в отечественном балете. Возникла она в результате непредсказуемой интриги, когда после окончания контракта Юрия Бурлаки, руководившего труппой два года, его предполагаемый преемник Махар Вазиев не рискнул разорвать действующий контракт с миланским Ла Скала. Сорвался и запасной вариант с Геннадием Яниным, экс-заведующим балетом, который мог бы стать исполняющим обязанности худрука до истечения европейских полномочий Вазиева.

Должность заведующего балетом предполагает обширный объем работы, связанный с повседневным функционированием труппы, но не формирование ее творческой политики. Поэтому нового завтруппой нашли практически мгновенно. Им стал Ян Годовский. Он работает в Большом с 1993 года, от кордебалета поднявшись до положения ведущего солиста. Годовский стал обладателем обширного и разнообразного репертуара, умеет находить язык с хореографами разных поколений и направлений. Танцовщик продолжает активно выходить на сцену, но в последнее время его готовили к переходу на педагогическую работу. Поиски нового художественного руководителя гораздо более сложны, потому что занимающий этот пост рассматривается как лидер отечественного балета. Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов не случайно еще неделю назад отдавал очевидное предпочтение среди кандидатов Махару Вазиеву: благодаря 13-летней деятельности в Мариинском театре его репутация балетного интенданта безусловна - при нем пальма балетного первенства принадлежала Петербургу. Однако Большой к пришествию варягов всегда относился чуть ли не так же, как москвичи в 1812 году к Наполеону. И исторические ссылки на то, что вершинные достижения Большого, начиная от первых русских балетмейстеров Ивана Вальберха и Адама Глушковского до Юрия Григоровича, связаны с петербуржцами, здесь не аргумент.

Кандидатура Сергея Филина выглядит идеально. Нынешние артисты Большого еще помнят его по совместной учебе в Московском хореографическом училище, после окончания которого он в кратчайшие сроки стал звездой Большого. На сломе эпох он оказался идеальным премьером: безболезненно вписывался в любой репертуар и самую бездарную премьеру мог вытянуть безукоризненным академизмом и обаянием. Изысканный филинский Джеймс в крестьянских одеждах был единственным оправданием псевдодатской "Сильфиды", переселенной на московскую почву в 1994 году. Его благородный Том позволил чуть ли не на целый сезон удержаться в репертуаре кошмару под названием "Последнее танго". Филин был прекрасен в ролях романтических принцев без страха и упрека в "Щелкунчике", "Спящей красавице" и "Лебедином озере". Он упоительно шутил на сцене и остался незаменим в партии Классического танцовщика в "Светлом ручье". Однако неповторимым Филин оказался в ролях, требовавших небалетного актерского мастерства и настоящего психологизма: в роли Учителя в "Уроке", Ханана в "Леа", Принца в "Золушке".

Вероятно, знание человеческой природы позволило ему быть желанным партнером для таких разных балерин, как Нина Ананиашвили, Галина Степаненко, Надежда Грачева, Мария Александрова, Светлана Лунькина. Оно же помогло и быстро адаптироваться в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, который предложил Филину пост худрука балета, едва он закончил исполнительскую карьеру. По словам театральных экспертов, второй музыкальный театр Москвы еще до его прихода определил свою генеральную линию развития, первой ласточкой которой была "Чайка" Ноймайера, выпущенная задолго до появления в театре Филина. Так же, как и переговоры с такими востребованными международными хореографами-звездами, как Начо Дуато и Иржи Килиан, занимают гораздо больше времени, чем провел в Театре имени Станиславского Филин. Тем не менее он обеспечил реализацию этих сложных спектаклей, вернув боеспособность труппе, которая была заметно ослаблена многолетней кадровой чехардой. Без сомнения, балет Театра Станиславского, воспрянувший в последние сезоны, ждут нелегкие времена. Но генеральный директор Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин пошел навстречу просьбе Сергея Филина и Анатолия Иксанова, прервав действующий контракт своего худрука, подписанный до июля 2011 года, Он так прокомментировал свое решение: "Каждый человек имеет право на самостоятельное решение своей судьбы. Он принял предложение взять на себя художественное руководство балетной труппой Большого театра. Я благодарен Сергею Юрьевичу за три года совместной работы. И желаем ему удачи на новом месте!" Как заверил Урин, у него есть круг кандидатов на пост художественного руководителя своего балета и все намеченные премьеры (уже в мае выпускает спектакль Начо Дуато), а также долгосрочные планы будут выполняться.

Сергей Филин 18 марта приступил к новым обязанностям в Большом театре и вечером побывал на спектакле "Раймонда".

Культура Театр