В Челябинске собственники ведомственных общежитий превратили людей в товар

"Хозяева" общежитий - частные предприятия или образовательные учреждения не дают возможности жильцам приобрести свои жилые комнаты в собственность и заключить договоры социального найма. Не имея права на занимаемое жилье и средств на покупку нового, люди живут в постоянном страхе перед выселением. А иногда собственники ведомственных общежитий и вовсе продают здания - вместе с проживающими в них жильцами, которые и вовсе становятся крепостными.

- В Челябинск я приехал из Курганской области и в 1993 году после окончания института, как молодой специалист, устроился на местный металлургический комбинат, - рассказывает корреспонденту "РГ" свою историю заведующий лабораторией завода Николай Мармышев. - Меня поставили в очередь на жилье. Однокомнатная квартира в заводском общежитии на улице Дегтярева, 50, освободилась только через три года, в 1996-м. Ордер выдали временный, сославшись на то, что не узаконена перестройка здания.

Потом ему стало не до формальностей - появилась семья, родился ребенок, а тут еще некстати появились финансовые трудности - зарплату на заводе стали задерживать. Вопрос о статусе проживающих неожиданно всплыл в 1999 году, когда жильцам сказали, что теперь платить за комнаты они будут не в свой ЖЭК, а некую службу при общежитии.

- В 2001 году я все-таки добился постоянного, самого настоящего ордера, - вспоминает Николай, правда, не без проблем, через районный суд. И успокоился, думая, что нахожусь под защитой закона. "Чудеса" начались в 2005 году, когда я решил получить квартиру в собственность. В центре приватизации сообщили, что мое жилье в муниципальной собственности не числится. Оказалось, наше здание с 2001 по 2003 год находилось на балансе предприятия, а потом и вовсе было передано в уставной капитал завода. Я до сих пор в глубоком недоумении: значит, мой ордер и вступившее в законную силу (и никем не отмененное, кстати) решение суда ничего не значат? Выходит, эти документы перевешивает какое-то "ведомственное" постановление местных чиновников?

Свои интересы Николай Мармышев вместе с другими жителями общежития, оказавшимися в похожей ситуации, до сих пор отстаивает в многочисленных судах, два раза обращался в Верховный суд. Но все безрезультатно. Тем временем он продолжает ютиться в крошечной 12-метровой квартире вчетвером - с женой и двумя детьми. Будь у него жилье в частной собственности, можно было думать над вариантами решения "квартирного вопроса" - попробовать взять кредит или войти в ипотеку. А пока он волею судьбы невольно привязан к своему маленькому жилищу. И перспектив Николай пока не видит: "Купить новую квартиру? Это нереально. У меня зарплата меньше, чем стоит один квадратный метр. А еще расходы на медицину, образование детей. Надеюсь, что хоть отсюда не выгонят..."

- Мне предлагают заключить так называемый договор коммерческого найма, - возмущается Ольга Карягина, жительница общежития по улице Молодогвардейцев, 49б, которое находится на балансе местной обувной фабрики. - А я категорически против, так как по закону со мной должны заключать договор социального найма. Кроме того, договор заключается только на один год. И там есть очень "интересный" пункт - условия проживания и оплаты устанавливаются владельцами общежития. И если я не согласна с правилами проживания, то по этому договору должна "освободить помещение" в течение пяти дней. А я вообще-то 17 лет проработала на фабрике и это жилье получила согласно очереди. И вот теперь стала "заложницей общежития".

Более 100 человек "без правовых оснований" проживают в еще одной ведомственной общаге - по улице Знаменской, 22. По словам жильцов, с конца 2006 года им стали отказывать в регистрации.

Проблему жителей общежитий автоматически может снять Верховный суд, обязав передать все ведомственные общежития в муниципальную собственность

- В результате, я, к примеру, не могу получить медицинский полис и три года уже не хожу в поликлинику, - говорит одна из жительниц, - благо пока здоровье позволяет.

Но больше всех, похоже, не повезло жильцам общежития по улице Крупской, 23б, - их ... продали вместе со зданием новому собственнику.

- Новый хозяин сообщил нам, что купил это здание под офис, - рассказала одна из жительниц, пожелавшая остаться неизвестной. - При этом у людей есть ордера на квартиры.

- Последний случай, который произошел с общежитием по улице Крупской, 23б, - просто вопиющий, - считает Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. - Накануне к нам обратились жители, мы вели переговоры с администрацией города, которая дала согласие на передачу здания в муниципальную собственность, и собственником здания. А потом состоялась эта продажа. Соответствующее заявление по этому факту мной направлено в прокуратуру.

По данным омбудсмена, только в Челябинской области насчитывается более двух тысяч современных "крепостных" и обращения с жалобами от жильцов общежитий продолжают поступать. И эта проблема, разумеется, выходит далеко за пределы Южного Урала, носит общероссийский характер.

Судья коллеги по гражданским делам Челябинского областного суда Наталья Балакина считает, что проблемы у жителей ведомственных общежитий возникла из-за неточностей правового регулирования и действий чиновников.

Омбудсмен видит два выхода из сложившейся "безнадежной" ситуации. Проблему, по его словам, автоматически может снять определение Верховного суда, которое бы обязало передать все ведомственные общежития в муниципальную собственность. Второй вариант - в каждом конкретном случае садиться всем заинтересованным сторонам за стол переговоров и вырабатывать общее решение, руководствуясь не корыстными ведомственными взглядами, а интересами людей и здравым смыслом. Но получится ли такое?

тем временем

Конституционный суд Якутии вернул государству общежития, которые местные власти передали коммерческой структуре за долги вместе с жителями. Благодаря этому решению жильцы получили право на приватизацию занимаемых помещений.

В далеком 1997 году правительство республики рассчиталось с компанией, строившей в Якутске жилые дома за счет бюджета, по бартерной схеме - тремя заселенными общежитиями. Вскоре жильцы переданных акционерному обществу зданий обнаружили, что они не вправе приватизировать свои клетушки.

Попытка оспорить смену собственника в суде общей юрисдикции ни к чему не привела. Президиум Верховного суда Якутии пришел к выводу, что имел место акт купли-продажи, а поскольку новым владельцем общежитий стала коммерческая структура, помещения приватизации не подлежат.

Тогда жильцы обратились к депутату регионального парламента Виктору Губареву, а тот, в свою очередь, оспорил сделку в Конституционном суде республики. Его заявление основывалось на двух обстоятельствах. Во-первых, государственные расходы должны финансироваться из бюджета, а общежития никак не могут считаться бюджетными средствами. Во-вторых, подобная купля-продажа ущемила конституционные права людей.

И недавно высшая судебная инстанция Якутии признала распоряжение местных властей неконституционным.

- Постановление суда не подлежит обжалованию, - говорит Виктор Губарев. - Общежития вернулись в госсобственность, и теперь их жильцы могут подавать документы на приватизацию. Узнав об этом, люди, добивавшиеся справедливости около десяти лет, плакали. Их можно понять, ведь все они - небогатые граждане, не имеющие возможности накопить денег на покупку квартиры.

Постановление Конституционного суда Якутии распространяется на все случаи передачи общежитий коммерческим структурам по подобной схеме.