Каждый "Макдоналдс" в России обслуживает 850 тысяч посетителей в год

Артем Загороднов, RBTH

В 1976 году Джордж Кохон, работающий в Канаде американец, встретился в олимпийском Монреале с советской делегацией. Это было превосходное знакомство для президента канадского "Макдоналдса", который всю "холодную войну" пестовал идею привести "золотые арки" в Советский Союз. Тогда он и не предполагал, что ему предстоит четырнадцать лет упорной борьбы и увещеваний до той поры, когда скептически настроенная коммунистическая бюрократия позволит открыть хотя бы один "Макдоналдс". 

Когда в 1990-м году кафе, наконец, открылось в центре Москвы, на Пушкинской площади, туда в первый же день пришло более тридцати тысяч человек, которые жаждали отведать вкус капитализма и угрожали снести милицейские заграждения. Годы спустя москвичи по-прежнему вспоминают тот день с нежностью. Многие россияне, может, и пренебрежительно отзываются о "Макдоналдсе", но в воскресенье после полудня исправно становятся в очередь. 

Советские времена с их ограничениями остались в прошлом, но именно на энтузиазм масс рассчитан и новый проект Кохонов стоимостью в 57 миллионов долларов: шоу Цирка дю Солей "Заркана" в Кремлёвском Дворце, которое готовит не кто иной, как Элтон Джон. Собираются они показать и главное выездное представление Цирка дю Солей: шоу "Салтимбанко", которое в 2011 году побывает в четырёх крупнейших российских городах, - меж тем как центральное шоу впервые будет представлено в США в июне. "Мы посмотрим, как всё пройдёт в Нью-Йорке, а потом уже привезём шоу в Кремль, - объясняет Джордж, уверенный, что время и условия вполне соответствуют такому многообещающему проекту. - На то, чтобы привести в Россию "Макдоналдс”, у нас ушло четырнадцать лет; на то, чтобы наладить производство и дистрибуцию "Кока-Колы" - четыре года; на то, чтобы подготовить выступления Цирка дю Солей - восемь месяцев. Думаю, это хороший показатель того, как падают преграды для бизнеса в России". 

"Цирк дю Солей великолепен!" - сыну Джорджа Крейгу 47 лет, он в восторге от канадского предприятия. С 2008 года Крейг инвестировал в Россию почти 50 млн. долларов, а его партнёр Гай Лалибёрт заплатил 35 млн., чтобы на правах туриста слетать в Космос по российской космической программе. Есть у Кохонов и ещё один козырь: "Мы первая западная компания индустрии развлечений, с которой сотрудничает Кремль". 

Об эволюции бизнеса в России Кохоны знают не понаслышке: с тех пор, как в 1990-м году был продан первый бигмак, они, как никто, поняли потребительские ожидания. Джордж Кохон, энергично создававший сеть закусочных, дал импульс для революционного скачка в стандартах чистоты, сервиса и (хотя на этот счёт есть разные мнения)  качества быстрого питания. "В то время в кафе выстраивались длинные очереди из покупателей с рублями, и практически не существовало очередей для людей с долларами, - вспоминает семидесятитрёхлетний предприниматель. - Мы поступили по-другому. Мы вместе с Лужковым вывесили знак "Здесь принимают только рубли”, чтобы всем всё стало ясно". 

Теперь у Кохона в России сеть из 280 закусочных и 25 тысяч служащих. Он с гордостью говорит о том, что 80% всего, что он продаёт, производится в России, - недостижимая в советские времена цифра. "Мы даже экспортируем излишек в Германию", - добавляет он. 

Несмотря на то, что работа на развивающихся рынках всегда сопряжена с риском, Кохоны остаются убеждёнными сторонниками ведения бизнеса в России и не обращают особого внимания на озабоченность своих более осторожных товарищей. "Я был здесь, когда в 1993-м танки стреляли по Белому Дому, - говорит Крейг, который был одним из топ-менеджеров "Кока-Колы", когда в девяностые она открывала для себя рынки Восточной Европы. - И мы не свернули бизнес. Последний договор в Кремле я подписал в январе, за полчаса до того, как в Домодедово рванула бомба. Такая уж здесь жизнь". 

"Я могу с лёгкостью представить, что я - инвестор из России, приехавший в Соединённые Штаты, когда в Оклахоме было взорвано здание федерального правительства, или когда самолёты врезались во Всемирный торговый центр, или во время расстрела в Аризоне, - наверняка я бы, на месте этого инвестора, продолжал вести бизнес", - добавляет Крейг. 

Эти смелость и стоицизм находят одобрение у Дмитрия Бутрина, заведующего отделом экономической политики ИД "Коммерсант". Он отмечает: "Бизнес зачастую далёк от драматических событий политической жизни. Если частный предприниматель физически в состоянии продолжать дело - он не отступится даже в самые суровые времена. Это утверждение справедливо для всех стран". 

Но на одном упорстве бизнес в России не построишь. Крейг называет три ключа к успеху. Первое: если хочешь с лихвой окупить затраты - приготовься ждать. Второе: завязывай личные знакомства. И третье: не пытайся управлять издалека. "Это рынок, где многое зависит от рукопожатия", - подчёркивает он. 

Кохоны говорят, что у них никогда не вымогали взятки - на что обычно жалуются как отечественные предприниматели, так и приезжие. "Может, это потому, что мы сразу обозначили свои принципы, - объясняет Крейг. - Мы здесь уже давно, мы налаживаем связи, нанимаем на работу местных жителей, помогаем развивать другие секторы экономики, такие, как сельское хозяйство. Те, кто жалуется на взятки, возможно, просто поплатились за то, что хотели всего и сразу". 

Обоснованное утверждение, соглашается Бутрин: "”Макдоналдс” продаёт франшизы и, фактически, насаждает в России определённую финансовую и логистическую модель. Кроме того, это уважаемый бренд, и он здесь уже давно. Не думаю, что они тут сталкиваются с коррупцией. Есть предприниматели, которые вообще не платят взятки". 

Отдельно Джордж Кохон говорит о филантропии - ещё одном насущно-важном компоненте успеха, который необходим, если вы хотите, чтобы вас принимали всерьёз. "Вам придётся заниматься благотворительностью, - утверждает он. - Многие мои друзья хотели присутствовать на открытии первого "Макдоналдса”. Я сказал: ладно, но только сами заплатите за перелёт, гостиницу и питание. И выпишите мне чек на 10 тысяч долларов. Эти деньги пойдут детям, на первую в Советском Союзе благотворительность. Теперь у нас собственный благотворительный проект: мы переоборудуем незанятые помещения в детских больницах под комнаты, где родители могут оставаться вместе с детьми. Это хорошее дело". 

В конце 2010 года, во время зимних Олимпийских игр в Ванкувере, двое детей Крейга Кохона, которым сейчас 12 и 10 лет, участвовали в церемонии передачи полномочий устроителя следующей "белой" Олимпиады российской делегации. "Думаю, это было моё самое прекрасное воспоминание за последние 30 лет", - признаётся Крейг, который, как и его отец, твёрдо верит в лучшее будущее России и призывает западных критиков её демократического развития быть терпеливее. 

"К 2030 году должно произойти четыре ключевых сдвига: средний класс научится защищать свои права посредством сильных политических партий; бизнес перейдёт от добычи природных ресурсов и банковских инвестиций к производству и высоким технологиям, что и сейчас уже происходит; культура будет опираться на местный базис, а не на импортированный с Запада; Россия, вместе с Индией и США, возглавит борьбу с терроризмом", - предсказывает Крейг. Джордж согласен ждать. "Мне тогда будет девяносто три", - улыбается он. 

"Макдоналдс" в России

В среднем, каждый "Макдоналдс" в России обслуживает 850 тысяч посетителей в год - то есть, согласно данным газеты "Нью-Йорк таймс", в два раза больше, чем любой "Макдоналдс" в США. Всё началось в 1990 году, когда Джордж Кохон взял в управляющие кафе на Пушкинской площади молодого чеченца. Это было нелёгкой работой. 80% продукции тогда приходилось импортировать. Когда сеть начала расти, был построен "Маккомплекс" - фабрика для производства трёхсот необходимых ингредиентов. Частных поставщиков в то время не существовало. 

Сегодня 80% продукции производится в России, а Хамзат Хасбулатов, тот самый "молодой чеченец", стал президентом всего восточноевропейского подразделения. Сеть насчитывает 280 точек по всей России, включая те, что находятся в Тюмени и в Сибири, - и продолжает быстрый рост. Очередная веха была пройдена в прошлом году, когда "Макдоналдс" закрыл свой "Маккомплекс", передав изготовление последнего ингредиента - булочек для гамбургеров - местному производителю. Но картофель для жарки всё ещё импортируется: в России не развито производство мороженой картошки. Русские по-прежнему предпочитают покупать её свежей. 

Также доступна английская версия статьи.