Большинство идей, лозунгов и принципов современной педагогики очень стары: способности мозга ребенка к учению не изменились за последние столетия.
Все слышали, что индивидуализация в школе - это хорошо. По популярной теории Гарднера существует примерно семь разных видов "интеллекта", то есть способностей к восприятию и пониманию мира и действию в нем. Индивидуализацию во многом дает дополнительное образование, о котором глава московского департамента образования Исаак Калина сказал: "образование, дополняющее то, чего не смогло сделать основное", и школы "с углубленным изучением". Провозглашен принцип профилизации старшей школы: учащийся в 10-11-м классах одни предметы изучает на базовом уровне, а другие - на профильном. Идет расширение индивидуального планирования и экстернатной формы обучения, при которых все или некоторые предметы изучаются учеником самостоятельно. Где-то реализована модель Международного бакалавриата, предполагающая выбор учащимся предметов в каждой из шести образовательных областей.
К сожалению, индивидуализированное производство дороже массового. В школе такой подход требует дополнительных затрат учительского труда, помещений. Не всегда можно найти и учителей, которые обеспечат индивидуальные потребности ребенка. В чем выход? Он - в применении новых педагогических технологий, базирующихся на новых информационных технологиях.. Школьники из разных школ могут заниматься самостоятельно по индивидуальному плану, общаясь с учителем очно - через экраны и веб-камеры или заочно - через электронную почту, форумы. Такая модель школы, созданная для работы с тысячами детей-инвалидов московским Центром образования "Технологии обучения", сегодня используется в большинстве регионов России, она обеспечивает оптимальный уровень индивидуализации и социализации.
Что можно сделать еще? Создавать группы из детей разных классов в одной большой школе, где в каждой из групп можно будет динамично распределять учебные пространства и т. д. Важна и система оплаты труда: фиксированная стоимость "ученико-часа" ориентирует на большую массовость, если же мы фиксируем основную нагрузку учителя в классе около 18 часов, то другие его рабочие часы можно частично использовать для занятий с отдельными учениками и в малых группах.