Сегодня в России действует несколько десятков тысяч частных инвесторов, располагающих совокупным доступным капиталом в объеме не менее 15 млрд рублей. Фактически это каждый второй (если не первый) успешный отечественный предприниматель и менеджер. В сумме - сотни тысяч людей с совокупным капиталом в десятки миллиардов рублей.
Задача бизнес-ангела - научить проект "ходить". Задача венчурного капиталиста, который инвестирует чуть позже, - научить проект "бегать", чтобы он в конце концов "добежал" до биржи или стратегического инвестора. При этом желающих инвестировать на "посевной" стадии в России не очень много. Вот если перспективный проект требует инвестиций в несколько миллионов долларов - тут инвесторов уже хватает. И то, что в проекте задействован опытный бизнес-ангел, для венчурных фондов обычно считается большим плюсом, поскольку означает, что компания "упакована" для получения новых инвестиций.
При проведении экспертизы проекта бизнес-ангелы редко ставят какие-то целевые показатели вроде объема рынка в миллионах долларов. Чаще всего такие инвесторы смотрят на аналогии продукта, четкость бизнес-модели, но самое большое внимание уделяется качеству команды, потому как это единственные очевидные данные, которые есть у стартапа в наличии. Идея отвечает только за 5% успеха. Еще 25% - это, как ни крути, везение. А 70% успеха зависит от команды. Хорошая команда "вырулит" при любом рыночном шторме, которых может повстречаться немало. Плохая же способна "закопать в землю" даже лучшую идею.
Такова природа инвестиций в компании ранней стадии - рынок в целом доходен, но львиная доля этой доходности сосредоточена в ограниченном числе успешных проектов, составляющих не более 5-10% от их общего числа. Остальные - полная или частичная потеря инвестиций. При этом распознать на старте, что будет с тем или другим проектом, практически невозможно. Соответственно, приличные шансы на высокий доход в такой деятельности дает только большой портфель проектов - более 5. В силу того что каждый ангел-инвестор в отдельности редко когда вкладывается в такое число компаний, его шансы на успех малы. Это и порождает "ангельскую" тенденцию: одни инвестируют, теряют и уходят с рынка, другие же приходят, теряют, делают выводы и остаются, превращаясь в профессиональных инвесторов.
В России изначально подошли к строительству инновационной экономики не с того конца: мы взялись развивать инновационное предложение, вместо того чтобы развивать инновационный спрос. И для начала следует определиться, кто собирается покупать производимые в стране технологии. Простой раздачей средств участникам рынка проблемы не решить: деньги - условие необходимое, но далеко не достаточное. Управление интеллектуальной собственностью, маркетинг, продвижение разработок на рынке - все эти вопросы должны решаться сообща как инноваторами, так и инвесторами на всех уровнях.