Президент уделит пристальное внимание теме инженерных специальностей и престижу инженерной профессии

Президент намерен в ближайшие недели уделить пристальное внимание теме инженерных специальностей и престижу инженерной профессии. По его словам, без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего. "Надо, чтобы компании давали свои предложения, кого государству готовить", - призвал он.

Бизнес готов подсказать властям, кого готовить. "Пищевое производство, радиоэлектроника, сервисное обслуживание, различные виды оборудования, химическая промышленность - это те производства, где сегодня наиболее востребованы инженеры", - говорит Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ".

По словам Ольги Степановой, руководителя департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, особенно нужны инженеры в металлургическом и химическом производствах. Юлия Бронникова, директор по маркетингу кадрового агентства "Максимум", отмечает высокий спрос на инженеров-проектировщиков, специалистов по согласованию инженерных сетей, инженеров-конструкторов, технологов, сметчиков, инженеров по работе с проектными организациями, по эксплуатации транспорта, по технадзору, сервис- и web-инженеров.

Если стране нужны инженеры, то инженерам нужны нормальные зарплаты. Но производственные компании не хотят платить технарям адекватные деньги. "Предлагаемые зарплаты составляют от 25 до 50 тыс. руб. Довольно часто компании просят найти сертифицированных сервисных инженеров с английским языком на те же 40-50 тысяч (зарплата смешная для таких специалистов), - говорит Елена Тимошкина. - Запросы инженеров намного выше - 40-50 тысяч минимум, до 80-120 тысяч рублей (со знанием английского языка). Я считаю, что у этой категории сотрудников предлагаемые зарплаты незаслуженно занижены".

Как объясняет Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru, зарплата инженеров варьируется в зависимости от отрасли. Так, в Москве средняя зарплата инженера в сфере телекоммуникаций и на производстве составляет 40 тыс. руб., в строительстве - 45 тыс. руб. В Санкт-Петербурге соответственно 35 и 37 тыс., в Екатеринбурге - 25 и 27 тыс., в Ростове-на-Дону 20 и 23 тыс., в Новосибирске - 22 и 25 тыс., в Нижнем Новгороде - 20 и 22 тыс., в Хабаровске - 24 и 27 тыс. рублей. Наиболее низкие зарплаты на этапе входа в профессию предлагают инженерам-стажерам производственных предприятий и телекоммуникационных компаний - от 15 тыс. руб.

Маловато будет, если сравнивать с юристами и экономистами, которые, как выяснилось, больше не нужны. Интересно, что, несмотря на беспокоящий власти дефицит инженерных кадров, на одну вакансию инженера-производственника, по данным Захарова, в среднем по России приходится 9 резюме, на 1 вакансию в сфере телекоммуникаций претендует 8 соискателей, в строительстве - 7.

"В зависимости от региона эти показатели варьируются так: в Екатеринбурге в сфере строительства и телекоммуникаций приходится, соответственно, 2,5 и 2,4 резюме на вакансию. Самый высокий конкурс на место в сфере строительства отмечен в Новосибирске (8,8 резюме на вакансию) и Ростове-на-Дону (8,6), в телекоммуникациях - в Санкт-Петербурге (9,4) и Хабаровске (8,9), в промышленном производстве - в Ростове-на-Дону (9), Санкт-Петербурге (8,7) и Нижнем Новгороде (8,6), - уточняет он. - Однако даже столь высокий конкурс на вакансию не означает, что работодатели полностью удовлетворены предложением рабочей силы, квалификация соискателей не всегда отвечает требованиям работодателей".

Понятно, что на современном производстве нужны новые инженеры, которые знают современные технологии. А куда, спрашивается, податься старым опытным кадрам? По словам Елены Тимошкиной, инженеры, окончившие вуз в советские времена, чаще всего работают в госучреждениях всю свою жизнь, и большинство работодателей полагают, что их знания и опыт не соответствуют современным реалиям".

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА СОИСКАТЕЛЕЙ ВАКАНСИЙ ИНЖЕНЕРОВ