Новости

22.03.2011 00:40
Рубрика: Власть

Риски под контролем

Надзор за финансированием инноваций будет усилен

Депутаты Госдумы намерены установить особенности осуществления контрольных мероприятий использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности, имеющей рисковый характер. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению. Как заявил соавтор документа, председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, внесенный законопроект предлагает уполномочить правительство РФ выработать методику оценки и контроля эффективности инновационной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств. Это, по мнению главы думского комитета, повысит качество управленческих решений при бюджетном финансировании этого важнейшего направления развития и соответственно эффективность его госфинансирования. Кроме того, утвержденную правительством РФ методику должны будут применять контролирующие органы - Счетная палата, прокуратура, налоговая служба, а это соответственно в интересах и бизнеса, поскольку будут четко определены и понятны правила проверки и будет меньше условий для ущемления законных интересов бизнеса в инновационной сфере, отметил Евгений Федоров.

Эксперты уверены, что именно определение полномочий контрольных органов является слабым местом данных инициатив. Его авторы надеются, что должностные лица прокуратуры и Счетной палаты будут обязаны придерживаться требований, установленных методикой, утвержденной правительством РФ. Однако разработать механизмы, а главное, границы такого вмешательства очень сложно.

"Здесь две главные проблемы, - говорит Андрей Лапшов, президент российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia). - Во-первых, кому проводить такие контрольные мероприятия и, во-вторых, как оценивать эффективность инновационной деятельности".

Первая проблема, по словам эксперта, встала особенно остро после некомпетентной атаки прокуратуры на только создаваемую в России венчурную индустрию. "О праве на риск при работе институтов развития говорили и руководители "Роснано", РВК, Сколково и другие, - отметил Андрей Лапшов. - Как сделать, чтобы прокуратура и Счетная палата не препятствовали, а, наоборот, стимулировали появление необходимого финансирования рисковых проектов со стороны частных инвесторов? Поиск ответа на этот вопрос , а не формальное внесение поправок в закон, должен иметь первостепенный приоритет". Что касается второй проблемы, то аналитическая группа КГ "Инсайдерс" провела мониторинг работы по выработке критериев оценки эффективности инновационной деятельности. "В оценке ситуации в России, на наш взгляд, важным является мнение Сергея Павленко, руководителя Росфиннадзора, он отмечает, что в настоящее время в качестве критериев эффективности используются два показателя - "закупленное оборудование не устанавливается" и "деньги зависают на счетах". Четыре года назад Росфиннадзор обращался в минфин с просьбой разработать и утвердить на уровне правительства более полный перечень показателей, однако пока ничего не изменилось", - заметил Андрей Лапшов.

Данные факты подтверждают, что разработка методики по оценке эффективности инновационной деятельности , о необходимости которой говорят авторы законопроекта, безоговорочно важна. Но одновременно, по мнению эксперта, необходимо воспользоваться результатами многолетней работы, завершившейся принятием в 2010-м и в начале 2011 года европейской "Системы оценки исследований и инноваций" как наиболее универсальной модели для проверки расходования бюджетных средств на инновации. Такая система необходима и для принятия Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (идет ее разработка), а также Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и, наконец, для Методических материалов по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, опубликованных МЭР в начале этого года.

"К примеру, в последнем документе вполне обоснованно наряду с показателем "эффективность инновационной деятельности" (рост продаж; процент от продаж новых продуктов в общем объеме продаж; окупаемость новых продуктов) предлагается оценивать также результативность НИОКР, технологическое лидерство, результативность корпоративной системы управления инновациями и эффективность взаимодействия с внешними источниками инноваций, - заметил Андрей Лапшов. - Как осуществить сведение таких различных систем показателей к одному знаменателю и нужен ли предварительно закон, который поставит задачу разработки методики по оценке эффективности инновационной деятельности и ее утверждения правительством РФ - остается вопросом".

Маргарита Рузаева, к.э.н., советник директора ОИЯИ по инновационной деятельности (г. Дубна), считает, что, конечно, следует признать важность учета принципов результативности и эффективности бюджетной системы РФ, предлагаемого авторами данного законопроекта. Однако для участников инновационного процесса гораздо более необходимо, чтобы был обеспечен оперативный и лучше всего онлайн-мониторинг реализации мер "по ускорению процессов модернизации и созданию условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению инновационных задач", что требуется от распорядителей бюджетных средств всех уровней. "Именно это станет знаком для частных инвесторов, подтверждением серьезности намерений государства разделять с ними риски в высокотехнологичных проектах", - отметила эксперт.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Бизнес Инновации