У нас в России нет рынка инноваций, - заявил на днях президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, - есть предложение, а спроса нет. Не мотивирован бизнес на внедрение инноваций. На Западе высокая степень конкуренции, и те, кто внедряет инновационные продукты, могут победить в этой гонке, а у нас по некоторым направлениям конкуренции нет вообще, а по некоторым она чрезвычайно слаба, поэтому этот стимул отсутствует. Нет и государственных преференций за внедрение инноваций.
О необходимости инновационного развития экономики страны много говорили и делегаты VI съезда ТПП. Приводились такие данные: бюджетные ассигнования на НИОКР сопоставимы с зарубежными затратами, однако ассигнования на эти цели крупных отечественных компаний, в том числе и контролируемых государством, остаются явно недостаточными. В результате общие расходы на НИОКР в России составляют лишь 1% ВВП, в то время как в США этот показатель равен 2,7, в Японии, Швеции, Израиле - от 3,5 до 4,5% ВВП.
Серьезным стимулом для предпринимателей по вложению средств в модернизацию экономики, считают в ТПП, могли бы стать налоговые рычаги. Это и налоговые каникулы для предприятий, инвестирующих в инновации, и ослабление для них налогового пресса.
С другой стороны, модернизация экономики - это не только успехи на прорывных направлениях. Это и реиндустриализация всей промышленности, которой необходимо выйти на уровень мирового научно-технологического уклада. Помочь здесь может, в частности, принятие федерального закона о промышленном развитии РФ до 2020 года. Однако очередной вариант законопроекта был подготовлен еще два с половиной года назад совместными усилиями специалистов ТПП, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Но направленный на согласование в соответствующие министерства законопроект лежит без движения.
Другая проблема. По инициативе ТПП правительство обнулило пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования, если оно не производится у нас в стране, и сняло НДС на импорт такого оборудования. К сожалению, эта мера не поспособствовала модернизации предприятий, поскольку лишь малая толика ввозимого оборудования действительно отвечает требованиям сегодняшнего дня, не говоря уж о завтрашнем! В основном закупаются уже "вышедшие из моды" станки по более низкой цене, тем самым поощряя отставание отечественного производства.
Для перевода экономики на инновационные рельсы, считают в ТПП, необходимо широко использовать особые экономические зоны, техно- и индустриальные парки, центры трансферта технологий. Здесь есть и положительные сдвиги: Нижегородская региональная палата активно участвует в формировании технопарков "Система-Саров", "Анкудиновка", Нижегородского бизнес-инкубатора. Со временем в них будет размещено около 800 инновационных компаний, в том числе европейская штаб-квартира корпорации Intel.
Не так давно, кстати, в ТПП состоялось обсуждение Стратегии инновационного развития (СИР) России до 2020 года, которую представил заместитель главы минэкономразвития Олег Фомичев. По его мнению, реализация этого документа позволит увеличить долю предприятий, внедряющих технологические инновации, до 50%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме достигнет 25-35%, а валовая стоимость инновационных продуктов увеличится на 17-20%. При этом, сказал Олег Фомичев, важную роль в развитии инноваций должны играть российские регионы.
По словам зампреда Комитета ТПП по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимира Рудашевского, в процессе разработки СИР проведен фундаментальный анализ вопросов инновационного развития, поставлена задача формирования инновационного сознания. В этом процессе ведущую роль должно играть образование.
Впрочем, в этом проекте не все так радужно. Как заметил председатель совета директоров инвестиционной компании "Финематика" Владимир Громковский, СИР предполагает "смешанную" стратегию: лидерство в немногих отраслях, где есть задел, и "догонялки" для прочих секторов. Глубокая ошибка: отрасли, где у нас есть задел, уже давно не главные, не находятся на острие научно-технического прогресса. То есть опять-таки стратегией изначально закладывается отставание, причем в кубе. Вкладывать средства в образование и науку также надо по всему фронту.
Потом, само слово "инновации" у нас понимается крайне широко. Этак мы дойдем до того, что станем считать толокно инновационным продуктом на основе овсянки... Инновации надо определить как исключительно научно-технические, считает Громковский. Даже бизнес-технологические инновации (типа сетевого маркетинга или внедрения на предприятиях АСУ на основе ЭВМ) надо исключить. Также вместо инвестиционного климата вводится понятие инновационного климата, которого нет и быть не может отдельно от инвестиционного. Невозможно создать теплицу для инновационной деятельности на обычных предприятиях и полностью инновационные предприятия в пределах всей страны, а не в отдельно взятой ОЭЗ.
"Ни "инновационный человек" (у коммунистов был "новый человек"), ни инновационное государство нам не нужны: нужны обычные, но исправно работающие. Превращать инновации в синоним добросовестной работы неправильно", - сообщил Громковский.
Бюджетное финансирование инновационной инфраструктуры, млрд руб.