22.03.2011 00:40
    Поделиться

    Эксперты: Обещанных федеральных средств может не хватить для полной модернизации аэропортов

    На начало года аэропортовая сеть гражданской авиации России насчитывала 332 объекта. 52 из них - федерального значения, они образуют национальную опорную сеть гражданской авиации РФ.

    Надо отметить, что проблем в этой сфере накопилось немало. За последние 20 лет число аэропортов заметно сократилось - с 1450 в 1991 году до 332 - в 2010-м. То есть потеряно 1118 объектов. Большинство из них - в районах Сибири и Дальнего Востока, где практически отсутствуют другие виды транспорта и авиация является единственным средством передвижения. Подчеркнем, сокращение идет за счет аэропортов региональных и местных воздушных линий, их сегодня осталось всего 280.

    И еще немного статистики: только 204 российских аэродрома (это 62 процента от общего количества) имеют взлетно-посадочную полосу (ВПП) с искусственным покрытием, остальные (128) - с грунтовым. Впрочем, большая часть первых (143) построены свыше 20 лет назад. И только 34 из них были реконструированы в последние десять лет. Кроме того, светосигнальным оборудованием оснащены всего 65 процентов аэродромов. Это означает, что 117 объектов не могут работать в темное время суток.

    Как мы знаем, перевозка пассажиров и грузов должна быть подкреплена соответствующим безопасным и эффективным функционированием сети аэропортов, что зависит в первую очередь от состояния их наземной производственной базы. А оно характеризуется обобщающим показателем - уровнем обеспеченности основными производственными комплексами (ОПК). На его основе оценивается ее пригодность к текущей и перспективной эксплуатации.

    К сожалению, за последние годы средний уровень обеспеченности аэропортов ОПК практически не изменился. По аэродромным комплексам он составляет 95 процентов, по пассажирским и грузовым - 58, объектам технического обслуживания воздушных судов - 53, топливообеспечения - 85 процентов.

    На наш взгляд, одна из основных причин нынешнего проблемного положения в наземной базе гражданской авиации России - недостаточный объем инвестиций, направляемых на поддержание и развитие аэропортов.

    Ежегодная потребность в инвестициях исчисляется суммой в пределах 65-70 миллиардов рублей (экспертная оценка института "Аэропроект"), а самый ощутимый объем денежного вливания был сделан только в 2010 году - 24 миллиарда (или 34,6 процента от необходимого).

    Что же сегодня представляют из себя аэропорты региональных и международных воздушных линий (МВЛ)? Износ основных производственных фондов составляет до 80 процентов, а средний уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями - не более 60. К тому же, хотя аэродромы находятся в федеральной собственности, сегодня практически отсутствует государственное финансирование на поддержание эксплуатационной годности. Как правило, капитальные вложения осуществляются за счет собственных средств авиапредприятий, которые, к сожалению, крайне ограничены в своих возможностях из-за отсутствия перевозок. В большинстве случаев частота полетов в некоторые аэропорты МВЛ - от одного в день до одного в неделю. Причина - высокие тарифы, не соответствующие платежеспособности населения.

    Эти и другие актуальные проблемы гражданской авиации будут в центре внимания участников международного форума "Развитие аэропортов России и стран СНГ", который 22-23 марта пройдет в Москве. Он послужит независимой и уникальной платформой для дебатов и обмена мнениями на самом высоком уровне по ключевым вопросам формирования политики развития сектора аэропортов.

    Продолжение темы

    В регионах продолжают обсуждать тему модернизации аэропортов Центральной России, поднятую накануне на форуме в Брянске. Напомним, что правительство планирует вложить в развитие авиахозяйства ЦФО 50 миллиардов рублей.

    Мы уже писали ("Под открытым небом", "РГ" № 53 от 15 марта), что в большинстве областей власти с помощью федеральных средств надеются решить давно назревшие проблемы. Однако эксперты полагают, что для полной модернизации аэропортов обозначенной суммы может не хватить. Поэтому необходимо продолжить поиск добросовестных инвесторов и реализацию территориальных целевых программ, если таковые имеются.

    - У нас в серьезном ремонте нуждаются здание вокзала и взлетно-посадочная полоса, - сообщил "РГ" гендиректор тамбовского аэропорта Виктор Неретин. - Но эти объекты, как и многое другое, находятся в федеральной собственности, а мы лишь арендаторы. Переговоры о передаче части имущества в ведение региона ведутся давно, но реально дело не движется. По этой причине у нас нет возможностей вкладывать в реконструкцию средства областного бюджета, предусмотренные региональной программой развития авиационных услуг.

    Что касается привлечения инвестиций, то еще в 2007 году взять под опеку 16 аэропортов Центральной России, в том числе тамбовский, намеревалось правительство Москвы. Порядка двух миллиардов рублей тогда получили в Иванове, однако летом 2009-го в руководстве департамента транспорта и связи столицы заявили, что программа окончательно приостановлена. Тем не менее в ожидании средств тамбовский аэропорт возобновил регулярные рейсы с Москвой, расширил объемы перевозок, в летнем расписании появились рейсы в Сочи. Но частные инвесторы не спешили вкладывать деньги в аэропорт с туманными перспективами на развитие. К счастью, теперь речь зашла о федеральной помощи.

    - О том, что правительство страны намерено выделить деньги на реконструкцию региональных аэропортов, я узнал из Интернета, - сообщил Виктор Неретин. - По каналам "Росавиации" такая информация не проходила, поэтому полагаю, что средства направят в рамках федеральной программы развития аэропортов Центральной России. Но в прошлом году ее урезали на 50 процентов, поэтому пока нам не известно, на какие объемы финансирования мы можем рассчитывать.

    О возрождении отрасли сейчас говорят и в Туле. Правда, здесь процесс связывают с частными инвестициями и не столько с областным центром, сколько с военным аэродромом в Ефремовском районе. Как правило, такие объекты не слишком интересуют бизнес, поскольку располагаются в глубинке, мало пригодной для развития деловой авиации. Но в Ефремове расположение бывшего военного городка расформированной части ВВС уникально. Это место, где сходятся автомобильные (трасса "Дон") и железнодорожные (крупный узел) пути сообщения, есть таможенный терминал, что открывает перспективы международных грузоперевозок.

    Глава Ефремовского района Владимир Дякун считает, что аэродром, расположенный в 300 километрах к югу от Москвы, может существенно разгрузить столичные аэропорты. По его словам, восстановление объекта вполне реально: взлетная полоса требует ремонта, но ее разрушение не является катастрофическим. Однако за годы, когда аэродром не использовался военными, практически утрачена инфраструктура, восстановления потребуют рулежные дорожки. Но, по словам чиновника, у проекта уже есть серьезные отечественные инвесторы, называть которых он не стал.

    Евгений Писарев, Елена Шулепова
    Тамбов - Тула

    Поделиться