К 1 июля Россия и Казахстан ратифицируют весь пакет соглашений по созданию единого экономического пространства. По мнению представителей филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Уральском ФО, это не просто обострит конкуренцию, а полностью вытеснит российские машины с ряда направлений. Об этом шла речь на конференции "Состояние, проблемы и перспективы рынка международных автоперевозок в УрФО", прошедшей в Екатеринбурге. Уже сегодня на азиатском направлении международных перевозок число машин, принадлежащих компаниям из Казахстана, в разы превышает количество российских машин.
- Через таможенные переходы Петухово (Курганская обл.) и Бугристое (Челябинская) проезжает около 6 тыс. машин ежемесячно, - говорит Александр Салаутин, руководитель филиала АСМАП по УрФО. - Из них около 5 тыс. - казахские.
Эксперты объясняют: в среднем услуги казахских перевозчиков на 30-40% дешевле, чем российских. В республике сегодня ставки налога на прибыль и НДС в два раза ниже, чем в России, - одно это уже создает комфортную среду для бизнеса. К тому же практики говорят о том, что российских перевозчиков буквально выталкивают с рынка Средней Азии, вплоть до сбора "платы за проезд" в духе 1990-х.
Уральские перевозчики вместе с региональной властью, промышленными союзами и торгпредставительством Казахстана несколько месяцев прорабатывают эти вопросы. Рассматривается идея о введении ряда ограничений для иностранных перевозчиков. Например, закладывать в условия контрактов пункты о перевозке грузов только отечественными компаниями, как это делают в некоторых европейских странах.