Президент России Дмитрий Медведев утвердил изменения в порядок прохождения военной службы по контракту.
В подписанном им указе речь идет об условиях увольнения армейских и флотских профессионалов.
Эту процедуру регулируют два документа - Закон "О воинской обязанности и военной службе" и Положение о порядке прохождения военной службы. Там перечислены около двух десятков оснований, по которым человек имеет право или вынужден расстаться с погонами.
Условно говоря, причины выйти из строя разделены на естественные и принудительные. К первым, в частности, относятся предельный возраст нахождения на службе, истечение срока контракта, плохое состояние здоровья, перевод в другое силовое ведомство. Вынужденное увольнение из армии, как правило, связано с форс-мажорными обстоятельствами. Например, сокращением занимаемой офицером должности, отчислением курсанта или слушателя из военного вуза или решением командования не допускать человека к секретной информации.
По Закону "О воинской обязанности и военной службе" офицер и солдат-контрактник, угодившие в "увольнительный" приказ и имеющие несколько веских причин снять погоны, могут по желанию выбрать одну из них. Это особенно важно, когда речь заходит о сохранении за вчерашним военным медицинских и других льгот. Скажем, если при отчислении слушателя из академии выясняется, что человек еще и серьезно болен, то расстаться с погонами он наверняка предпочтет по медицинским основаниям. Кроме прочего, это гарантирует бывшему капитану или майору место на госпитальной койке и бесплатное лечение за счет министерства обороны.
Проблема в том, что прежняя редакция Положения о прохождении военной службы такого права выбора человека в погонах лишала - уйти из армии он мог только по одному основанию. Увольнительную причину нередко "назначал" командир или начальник потенциального дембеля, и далеко не всегда он это делал, руководствуясь заботой о своем подчиненном.
В "Российскую газету" не раз звонили офицеры, у которых сокращение должности по организационно-штатным мероприятиям совпадало с окончанием срока контракта. И если человек чем-то не устраивал начальство, его подводили под "контрактное" увольнение, то есть расставание с армейским строем без каких-то льгот. Будь в приказе названа другая причина - сокращение должностной "клетки", - они бы за уволенным военнослужащим сохранились. Чтобы добиться справедливости, человеку приходилось обращаться в суд.
Привести два нормативных документа к единому знаменателю помог указ президента. Положение о порядке прохождения военной службы теперь соответствует главному армейскому закону. Это означает, что тому же слушателю академии уже не придется через суд доказывать, что офицерский строй он покинул по болезни, а не из-за отчисления из вуза. За человеком, естественно, сохранится положенный ему по закону пакет социальных льгот.
Однако в некоторых случаях правом выбора основания для увольнения попытаются воспользоваться люди, которых надо гнать из армии поганой метлой. Воров, коррупционеров, взяточников в Вооруженных силах, к сожалению, хватает, и они нередко занимают там высокие посты.
Чтобы не оставлять в законодательстве лазейку для лихоимцев в погонах, в нормативных документах отдельной строкой прописали, когда человек такого права выбора лишается. Исключение распространяется на военных профи, чье увольнение связано с лишением воинского звания, невыполнением условий контракта, нарушением перечисленных в законе запретов по службе.
Не получится спрятаться за нормативные акты и у военных преступников, приговоренных судом к реальному либо условному лишению свободы, в том числе осужденных за умышленные преступления и преступления по неосторожности. Права выбора основания для увольнения также лишены военнослужащие, которым суд на какое-то время запретил занимать армейские и флотские должности.
Такая предосторожность не выглядит лишней. Военные прокуроры постоянно сталкиваются с ситуациями, когда пойманный, к примеру, на взятке офицер всеми правдами и неправдами пытается избежать суда. Для этого он нередко добывает липовую справку о тяжелой болезни и на основании нее добивается досрочного увольнения из армии. Рассмотрение таких уголовных дел подчас затягивается на годы и не всегда доходит до обвинительного приговора.
После наведения порядка в военном законодательстве спрятаться за мнимую болезнь лихоимцам станет гораздо труднее.
В минобороны надеются, что новый порядок отчисления из армии заставит задуматься солдат-контрактников, которые видят в службе только способ бесплатно получить образование перед возвращением на "гражданку". Обязавшись носить погоны несколько лет и не выполнив своего слова, эти военнослужащие просто лишатся права выбора основания для увольнения.