Уже почти два месяца оппозиция в Алжире митингует по строго согласованному с местным правительством плану - только по субботам.
Глава МИД России Сергей Лавров вел переговоры в алжирской столице во вторник. Иными словами, он не увидел ни одного протестующего. Зато повсюду были сотни вооруженных людей.
Казалось бы, зачем вести переговоры с руководством страны, вокруг которой все бурлит да и внутриполитическая обстановка далека от идеальной? Не лучше ли дождаться смены власти и уже затем вести взаимовыгодный диалог? На самом деле такие вопросы отражают лишь поверхностное впечатление тех, кто плохо понимает, что на самом деле происходит на западе от Туниса и Ливии.
Действительно, именно Алжир стал "прародителем" всех североафриканских революций и беспорядков на Ближнем Востоке. Еще в декабре прошлого года алжирцы первыми вышли на улицы. Правда, в их протестах сначала вообще не было политики. Возмутило алжирцев резкое повышение цен на сахар. Но возглавившая было протестные акции оппозиция так и не смогла увести за собой народ в большую политику.
Затем случились революции в Тунисе и Египте. Началась гражданская война в Ливии. Протесты докатились до Йемена, Бахрейна, Ирана и Сирии. А в Алжире президент страны Абдельазиз Бутефлика, напротив, только укрепил свои позиции. Формула успеха оказалось очень простой: перехват инициативы и использование козырей оппозиции.
Алжир избежал массовых беспорядков и кровопролития благодаря четко спланированной программе антикризисных действий. Власти, пусть и нерыночными методами, резко снизили цены на сахар. Отменили чрезвычайное положение. Командой Бутефлика была разработана большая программа экономических реформ. Электорат оппозиции таял буквально на глазах. И теперь у горстки митингующих революционного запала хватает лишь на скромные субботние вылазки в центр алжирской столицы.
Тем не менее, проехавшись по центральным улицам города, нетрудно определить: жизнь еще не вернулась в размеренное русло. Люди в военной форме, автоматчики и полицейские буквально на каждом перекрестке. За автобусом с прилетевшими в Алжир вместе с главой МИД России журналистами повсюду следовала машина с тремя сотрудниками местной госбезопасности. А стоило одному из российских телеоператоров вскинуть на плечо камеру во время путешествия по городу, как через двести метров нас остановили полицейские и долго интересовались, кто мы и что снимаем.
В российском МИДе не скрывают, что дорожат сотрудничеством с алжирскими партнерами. Алжирцы стали не только платежеспособными клиентами, но и покупателями с повышенными требованиями к закупаемым российским технологиям и военной технике. Сегодня страна готова к новому уровню сотрудничества с Россией. К примеру, к приезду Лаврова местная газета "Ле жен индепендент" сообщила своим читателям: "В программе визита - сотрудничество в космической и атомной областях". "Наши отношения всегда развивались при хорошей погоде", - заметил глава МИД Алжира Мурад Меделси. "Мы довольны контактами между всеми ветвями власти, - ответил Лавров. - Рассчитываем на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество". И это далеко не просто дипломатическая любезность.