В трех республиках Северного Кавказа в ближайшее время появятся региональные отделения Ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР).
Это крупнейшая общественная организация в стране, объединяющая свыше трех тысяч бизнесменов до 35 лет из более чем 40 регионов России. Ассоциация занимается поддержкой молодых предпринимателей и их инициатив. О том, как в СКФО из молодых людей сделать деловых, корреспондент "РГ" беседует с руководителем рабочей группы АМПР по Северному Кавказу Ольгой Куценко.
Российская газета: Ольга Евгеньевна, с чем связан такой повышенный интерес в последние месяцы со стороны ассоциации к субъектам СКФО?
Ольга Куценко: В конце прошлого года мы приняли решение о том, что необходимо активизировать участие ассоциации в развитии молодежного предпринимательства в регионе. Согласно данным, которые приводятся в Стратегии социально-экономического развития округа, третью часть экономически активного населения в СКФО составляют молодые люди, для которых теоретически альтернативным вариантом решения вопроса занятости может стать организация собственного дела.
У нас хороший опыт работы в других регионах, отделения ассоциации функционируют более чем в 40 субъектах России. Сейчас стоит задача аккумулировать положительный опыт и осуществить его трансфер на территорию Северного Кавказа. В сентябре прошлого года в Ставрополе открылось региональное отделение АМПР. И уже созданы инициативные группы, которые занимаются организацией таких же структур в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республике.
Наша ассоциация является хорошей коммуникационной площадкой для молодых бизнесменов. Типичный портрет представителя АМПР - предприниматель в возрасте 25-35 лет, который уже успешно развивает собственные бизнес-проекты и ищет возможности диверсификации или расширения своего бизнеса. Сегодня Кавказ является без сомнения территорий роста, но при этом, к сожалению, и территорией риска. А риск, как известно, дело молодых, поэтому инвестировать в проекты малого и среднего бизнеса региона будут как раз молодые предприниматели.
Хочу отметить, что есть много интересных проектов в центральных, восточных субъектах России, которые могут быть успешно реализованы и на Северном Кавказе, поэтому одна из наших первых инициатив - формирование базы данных тех идей, которые могут быть воплощены в жизнь в СКФО. При этом мы будем собирать бизнес-предложения, учитывая их возможность интеграции в инфраструктурные программы, реализуемые в рамках деятельности корпорации "Курорты Северного Кавказа" и "Корпорации развития Северного Кавказа".
РГ: Но "почувствуют" ли вообще такие гиганты рядом с собой молодежные предприятия?
Куценко: Думаю, если грандиозные проекты со значительным финансированием, которыми занимаются крупные структуры, не будут подкреплены малым и средним бизнесом, перспективность их реализации будет не столь высокой, насколько это ожидается.
Сегодня, 23 марта, на ежегодной конференции АМПР в Государственной думе РФ мы презентуем нашу инициативу "Северный Кавказ 2.0: территория роста". Планируется провести поиск и отбор наиболее перспективных предложений молодых предпринимателей со всей страны, реализация которых рациональна на Северном Кавказе. Таким образом, мы предполагаем, что в рамках таких проектов появятся команды, в которые войдут как молодые предприниматели из СКФО, знакомые со спецификой бизнес-среды округа, так и их коллеги из других регионов.
РГ: Какие молодежные бизнес-идеи могут быть реализованы в округе?
Куценко: Сейчас очень большие деньги будут вложены в строительство курортных комплексов. И есть, например, интересный проект в Перми: ребята делают мультитач-экраны, которые позволяют оперативно работать с различной информацией. Почему бы курорты не оснащать такой техникой? Для этого можно организовать совместное предприятие на территории Северного Кавказа, где будут разрабатывать программное обеспечение, исходя из существующих здесь требований. Есть инновационные строительные технологии в Москве, сибирских регионах. И если они прошли все ГОСТы, их тоже может использовать малый и средний бизнес при возведении объектов. Если мы говорим о развитии лечебной составляющей курортов, очень много разработок в этой области в Томске.
Еще одно направление нашей деятельности - формирование благоприятного имиджа Северного Кавказа в других частях России. В этом направлении мы планируем активно сотрудничество с автономной некоммерческой организацией "Центр маркетинга территорий".
В вашей газете вышло интервью с заместителем министра регионального развития РФ Сергеем Верещагиным, который говорит о том, что один из ключевых вопросов в округе - информационный. В прошлом году в молодежном образовательном лагере "Машук-2010" собрались ребята из республик СКФО, но у них не было никакого общения с представителями молодежи из других регионов России, а значит, отсутствовала возможность показать, что они так же прогрессивны, как и их коллеги. А ведь не секрет, что на жителей Северного Кавказа смотрят с опаской, а потом это переносится в целом на округ, его экономику, возможности инвестирования. В инновационным проекте на стартовом этапе покупают зачастую не идею, а команду. Имидж региона оценивают через людей, которые его представляют.
РГ: Помимо того, что АМПР может стать своего рода коммуникационной площадкой для молодых бизнесменов, на какую еще помощь от нее стоит рассчитывать?
Куценко: На базе ассоциации мы оказываем юридическую поддержку, даем оперативные консультации. Во многих региональных отделениях у нас созданы третейские суды, которые помогают решать спорные вопросы хозяйствующих субъектов. Еще одно важное направление нашей деятельности - развитие инновационных проектов на территории округа. Есть много активных ребят, которые хотят работать в этой сфере. Сейчас рассматриваем инновационные проекты молодых предпринимателей из Дагестана и ищем варианты их реализации.
РГ: Помимо Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии, планируете открывать отделения в других республиках СКФО?
Куценко: Мы ведем переговоры, но есть существенная проблема, характерная для этих регионов: на Северном Кавказе общественные движения рассматривают как субъект предпринимательской деятельности. В прошлом году мы отправляли письма руководителям республик СКФО, из их администраций нам рекомендовали людей, но те чаще всего не понимали, что ассоциация - общественный проект. То есть, по сути, это социальный капитал, в который человек инвестирует, и потом его можно реализовать в денежную форму через приобретенные контакты. Поэтому мы решили не распыляться, более скрупулезно подходить к поиску кандидатов на должность руководителей региональных отделений и развивать молодежное предпринимательство поэтапно. В трех регионах у нас сформированы инициативные группы, в апреле откроем отделения АМПР в Дагестане и Чечне, а в мае - в Кабардино-Балкарии. Сейчас ведем переговоры по Ингушетии.