Эксперты утверждают, что экологическая ситуация на Балтике улучшилась после того, как начала действовать программа, объединяющая усилия стран этого приморского региона. Однако много и тех, кто заявляет о том, что предпринятых мер недостаточно и нужно сделать гораздо больше для борьбы с загрязнением моря и сохранения его биологического разнообразия.
Балтийское море можно сравнить с пациентом, который серьезно болен и не торопится выздоравливать, считает заместитель министра окружающей среды Финляндии Ханнеле Покка. На общее исправление положения на Балтике страной выделяется около 380 миллионов евро. Также правительство Швеции, выделилоо полмиллиона евро на оборудование петербургской станции аэрации и водоочистного комплекса города. Водоканалу Петербурга перечислено два миллиона евро для развития процесса удаления загрязнений биогенными соединениями.
- Мы со своей стороны проделали серьезную работу, но и этого еще недостаточно, - считает госпожа Покка, - например, Финляндия уделяет особое внимание борьбе с аварийными разливами нефтепродуктов и занимается строительством специальных судов для ликвидации таких аварий и сбора нефти с поверхности воды. Сейчас в Финляндии есть 14 подобных кораблей, производство каждого из которых оценивается в 100 миллионов евро. Однако для получения результата нужно, чтобы все страны Балтийского региона серьезно занялись этой проблемой.
Однако в Петербурге нет ни одного морского судна, которое было бы приспособлено для устранения разливов нефтепродуктов из акватории Финского залива. Имеющиеся в наличии суда такого типа могут работать лишь в пределах километра от берега.
В Петербурге был построен ледокол для ликвидации разливов нефти в зимнее время, а также все крупные городские мосты оборудованы специальными системами контроля сброса нефтепродуктов проходящими судами. По мнению заместителя министра природных ресурсов и экологии России Игоря Майданова, для курсирующих в Балтийском море судов сформулирована целая категория требований, которые нужно выполнить к 2020 году. Сюда входят и параметры прочности корпуса, и наличие на борту специального оборудования на случай разливов нефтепродуктов. Также, по его словам, в нашей стране законопроект о вопросах рисков загрязнения морской среды нефтью пока только обсуждается.
Другой проблемой Петербурга стало влияние строительства "Морского фасада" на территорию Невской губы.
- За десять лет добыча корюшки сократилась с трех тысяч до ста тонн в год, то есть в тридцать раз, - говорит директор Балтийского фонда Рустем Сагитов.
По его словам, работы, проводимые на Невской губе, существенно повредили популяции корюшки, так как эта рыба нерестится именно в этом районе. Также здесь располагается одна из стоянок перелетных лебедей. Этих птиц можно было увидеть в бинокль с городской набережной, однако, по прогнозам, из-за строительства птиц там больше не будет.
- Я не отрицаю, что это строительство нужно, - пояснил Сагитов, - но считаю этот проект сомнительным в экологическом смысле. Намывные работы повлияли на нерест корюшки, а дноуглубление "Морского фасада" стало причиной формирования огромного пятна взвеси на всей Невской губе.
Стоит отметить, что занимающаяся возведением "Морского фасада" компания утверждает, что в проект строительства уже заложены средства для компенсаций за причиненный природе ущерб. Например, за нанесение вреда популяции рыб предполагается выплатить около 130 миллионов рублей. Однако пока никаких данных о положительных изменениях экосистемы нет.