Судебная статистика выявила удивительную тенденцию: больше всего шансов получить оправдательный приговор у чиновников, обвиняемых в различных злоупотреблениях.
Судебный департамент при Верховном суде России обнародовал судебную статистику за полгода, результаты дают немало пищи для размышлений.
Например, в судах по прежнему растет число дел, рассмотренных в особом порядке. Это ускоренная процедура, при которой судья не изучает доказательств: считается, что в принципе и так все ясно. Непременное условие такого порядка - чтобы против него не возражал сам обвиняемый.
Поэтому он как минимум должен признать вину. Человек, согласившийся на такое рассмотрение, получает гарантию, что максимальное наказание ему не назначат.
По данным судебного департамента, за полгода суды рассмотрели более 140 тысяч дел в особом порядке, это больше половины всех уголовных дел. Чаще всего по ускоренной процедуре рассматривают дела о краже. Вообще если правоохранители довели дело о краже до суда, то почти в 60 процентах случаев оно будет рассматриваться в особом порядке. Об этом свидетельствует статистика. Это значит, что большинство воров, пойманных что называется за руку, предпочитает не запираться. Также об особом порядке просят около половины грабителей.
Однако общественность, как правило, интересуют другие цифры: часто ли у нас оправдывают. Здесь особых перемен нет. Процент оправдательных приговоров по прежнему низок. Однако эксперты советуют относиться к цифрам вдумчиво. Ведь при расчете оправдательного процента учитывают и дела, рассмотренные в особом порядке. А это с точки зрения чистоты статистики не совсем правильно. Ведь в особом порядке нет речи об оправдании. Дело судьи здесь - назначить конкретное наказание.
Эксперты обращают внимание, что в США, например, более 90 процентов (некоторые аналитики даже говорят, 98 процентов) дел заканчиваются сделкой со следствием и ускоренной процедурой. А у нас в три раза увеличилось число лиц, дела которых были прекращены по реабилитирующим основаниям, - с 227 до 690 человек. Но это может быть кратковременный эффект, связанный в каком-то роде с обратной силой закона. В прошлом году вступил в силу первый пакет президентских поправок в Уголовный кодекс. Суммы крупного и особо крупного ущерба за преступления в сфере экономической деятельности изменились. В итоге были прекращены дела 474 человек, проходивших по подобным статьям. Для сравнения: за тот же период 2009 года отпустили только 15 обвиняемых. А в будущем по таким статьям вовсе не будут заводить дела.
Что же касается оправдательных приговоров, то каждый десятый, услышавший заветное "не виновен", был чиновник, обвиняемый в каких-то злоупотреблениях. Среди чиновных дел и наибольший процент оправдательных приговоров: 6,3 процента.
Кстати, как сообщил не так давно председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, за год суды вынесли на 20 процентов меньше решений об аресте. А реальные сроки в качестве наказания в прошлом году получили 260 тысяч человек, что на 30 тысяч меньше, чем в предыдущем. В остальных случаях наказывали иначе.