"В октябре 2010 года вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком. Зарплата небольшая - 21 тыс. руб. Сразу после новогодних каникул дочка заболела, и две недели мне пришлось пробыть на больничном. Когда мне его оплатили - за полмесяца 680 руб., у меня случился шок. На лекарства ушло в несколько раз больше! Сейчас дочь опять простыла, и приходится подключать всех родственников и друзей, сидим с ребенком по очереди, потому что теперь или умереть, или работать, других вариантов у меня нет!"
Это лишь один из откликов на новую редакцию Закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", вступившего в силу с 2011 года.
Суть нововведений (из-за которых, собственно, и уменьшились выплаты за время болезни) такова. Раньше средний заработок, из которого рассчитывалось пособие по временной нетрудоспособности, исчислялся за 12 календарных месяцев непосредственно перед случаем наступления страхового случая (проще говоря - болезнью). Теперь в расчет идет не один год, а два, причем - предшествующих году, в котором человек заболел. Уходишь на больничный, допустим, в сентябре 2011-го, а зарплату посчитают за 2009-2010 годы. Болел за это время? Менял работу с потерей заработка? Или вовсе числился безработным? Все это отразится на "стоимости" больничного.
Первыми, еще до вступления нового закона в силу, поняли, чем он грозит, беременные. Протестные выступления дошли до президента, и, к счастью, соответствующий сигнал был вовремя дан - поправки подготовили и приняли, и сейчас будущие мамы имеют право уходить в декрет по старым, лояльным правилам. Что касается всех остальных, они уже в первые месяцы года, в довольно гриппозное время, успели почувствовать, каков нынче уровень социальной защиты во время болезни. "Как мне, матери пятилетнего ребенка, прокормить его при условии, что воспитываю его я одна? Пытаюсь из кожи вон лезть, заработать копейку, болезни переношу на ногах. Даже по старым правилам из больничных я вылезала с долгами. А теперь что?" - пишет наша читательница Татьяна.
"Порядок исчисления пособий, действовавший до 1 января 2011 года, по сути, ставил в равные условия как граждан, за которых страховые взносы уплачивались полностью и длительное время, так и тех, кто внес минимальный вклад страховых средств. Более того, такая формула позволяла создавать ситуацию, при которой пособие назначалось не в размере заработка, с которого уплачивались страховые взносы, а в размере последнего, более высокого заработка, установленного незадолго до наступления страхового случая", - пояснили "РГ" в министерстве. Да, в Фонде соцстраха приводят примеры, когда женщины незадолго до ухода в декрет оформлялись на несколько работ, им поднимали зарплату, а потом государство должно было выплачивать им сотни тысяч рублей пособия. Впрочем, насколько широка подобная практика, в ФСС справок не дают. Тем не менее ударил новый закон не только по мошенникам, но и по молодым "дурочкам", решившимся рожать сразу после окончания вуза.
У нас громко заявляется: мы двумя руками за повышение рождаемости, надо вылезать из демографической "ямы", мы кучу мер придумали - один маткапитал чего стоит. И продолжаем всячески гнуть эту линию, что каждый ребенок - это не личное дело родителей, но и государственное тоже. Послание президента Федеральному Собранию в ноябре прошлого года, его встреча с многодетными семьями в марте нынешнего - тому подтверждение.
Наверно, принцип страхования "сначала заплати, потом получи" имеет полное право на существование. Но почему авторы закона не учитывают, что детей правильнее рожать лет в 25, а к 30 уже и о втором бы подумать? Ведь, в принципе, государство может "авансом", то есть на особых условиях, страховать молодых матерей, а затем, когда дети вырастут, а мамы продолжат работать, они сполна вернут Фонду соцстраха те средства, которые получили от него раньше. И дети целы, и мамы довольны. Чем не решение?
Лилия Овчарова, независимый Институт социальной политики:
Очевидно, что из-за дефицита ресурсов Фонд соцстрахования стал перед проблемой - за счет чего балансировать бюджет. Пошли по пути уменьшения выплат застрахованным. В первую очередь страдают наименее социально защищенные - женщины, имеющие маленький трудовой стаж и невысокие заработки.
Если следовать букве закона - сначала надо отработать несколько лет, заслужить довольно высокую зарплату и только потом подумать о продолжении рода. Но у нас, утверждают врачи, первые роды после 30 лет уже считаются высокорискованными.
Вот почему, на мой взгляд, нам надо определиться с тем, чтобы декларируемые (заявляемые) принципы социальной политики подкреплялись реальными решениями и изменениями в законодательстве. Пока же, к сожалению, в стране нет институциональных механизмов гарантирующих обязательность реализации приоритетов развития, обозначенных в программных документах первых лиц государства и ведущих политических партий. Пока проводимая политика демографического развития заставляет задуматься молодые семьи, насколько им нужны дети. И если первый ребенок, "дитя любви", скорее всего, появится на свет, невзирая ни на какие материальные трудности, то с мечтами о втором, тем более третьем ребенке, боюсь, при таком раскладе многие предпочтут распрощаться.