На экраны выходит фильм Александра Миндадзе "В субботу". Вот по меньшей мере четыре причины, по которым его стоит посмотреть.
1 Кино-пророчество. Выход фильма "В субботу" приурочен к печальной дате - в апреле 2011 года исполняется 25 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. "В субботу" - первая заметная отечественная картина, посвященная чернобыльской трагедии. Дополнительную актуальность картине придает и тот факт, что кино выходит на экраны в момент, когда в Японии происходит катастрофа на АЭС "Фукусима-1", сравнимая по масштабам с тем, что случилось в Чернобыле. Главный герой фильма - молодой парень Валера - работает на ядерном реакторе и одним из первых узнает о масштабах катастрофы. Парень - партийный работник, а все случившееся - засекречено. Он не может рассказать об этом ни своим друзьям, ни близким. Замурованный в радиационном коконе он проживает один день - субботу. Быть может, последний день в его жизни.
2 "Документальная" съемка. Весь фильм румынский оператор Олег Муту снял подвижной "ручной" камерой - без штатива и операторских тележек. Только так можно было передать через изображение страх и отчаяние, переходящие в ярость, все то, что испытывает главный герой, и создать у зрителя ощущение, что он - очевидец и непосредственный участник событий.
3 Разгадка - в русском характере. Фильм "В субботу" был показан на Берлинском кинофестивале этого года. Критики оценили художественную составляющую картины, но вот сюжет остался непонятым. Европейцы никак не могли взять в толк, почему Валера сразу же не сбежал из зараженной зоны. Почему все те, кому стало известно о фатальности ситуации, медлили, не хотели верить в очевидное и, более того, поскольку трагедия случилась в выходной день, шли гулять, праздновать свадьбы. Режиссер Александр Миндадзе так прокомментировал суть своей картины: "Это фильм про русский характер, а авария - лишь предлагаемые обстоятельства. Это исследование движений человеческой души, пограничных состояний, характера, парадоксальных поступков в критические минуты жизни. В этом смысле история очень актуальна сегодня - вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы - и тем не менее человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческое побеждает даже в минуту осознания обреченности".
4 Фильм открыл новое имя - актрисы Светланы Смирновой-Марцинкевич. Подругу главного героя Валеры (Антон Шагин - звезда фильма "Стиляги") сыграла молодая актриса из Санкт-Петербурга, работающая в Молодежном театре на Фонтанке, Светлана Смирнова-Марцинкевич. У актрисы получилось уникальное попадание в образ, в атмосферу кино и соответствие характеру времени. "Светлану я нашел случайно, - говорит Александр Миндадзе. - Она была как растение, которое просто расцветало на съемках. Мне даже не надо было ей ничего говорить - она все понимала. Этим она мне напомнила Елену Майорову, когда мы снимали "Парад планет" - та тоже все делала сама, ей ничего не надо было объяснять".
Российская газета: Ваш второй фильм, который вы сделали как режиссер, - "В субботу" - выходит в прокат как раз в те дни, когда весь мир переживает японскую трагедию, в том числе связанную и с атомными АЭС.
Александр Миндадзе: Фильм, к сожалению, неожиданно оказался актуальным. И это тот случай, когда в силу своих возможностей мы сочиняем какую-то метафору о прошлом, а потом эта метафора возвращается к нам вот в такой драматической реальности. И оказывается по-прежнему важной и своевременной. Жизнь дает тебе свой ответ и подтверждает, что проблема действительно существует.
РГ: Я разговаривала с французским режиссером, который сказал, что не понял картины, мол, взорвался реактор, нужно бежать - все ясно. И он не может себе объяснить, почему герой этого не делает. То есть западные люди не в состоянии понять фильм?
Миндадзе: Не все. Там же есть и такие, кто Венечку Ерофеева читает. У продвинутых людей, которых в среде западной интеллигенции немало и которые воспитаны на нашей классической литературе и помнят, как Бунин писал: "Только мы упиваемся своей гибельностью...", поведение героя фильма вопросов не вызывает. А остальным оно абсолютно непонятно. Никак.
РГ: В Японии сейчас ситуация, аналогичная той, что в фильме, и местные жители оттуда не бегут.
Миндадзе: Это означает, что даже в человеке из другого мира, цивилизованном и любящем свою жизнь, заботящемся о своем здоровье, есть то, что он сам в себе не понимает. Те, кого, как зрителей, герой фильма удивляет и раздражает, в реальности способны вести себя так же. Это подтверждает, что есть вещи, которые выше человеческого понимания.