Национальными счетами России заинтересовался Росстат - ведомство взяло курс на развитие макроэкономической статистики. Об этом рассказал вчера глава Росстата Александр Суринов на пресс-конференции.
По его словам, макроэкономическая статистика - одно из слабых мест в системе госстатистики России, между тем именно эта информация необходима министерствам экономики, финансов и другим ведомствам для планирования деятельности и выстраивания госпрограмм. "В советское время не было такого понятия, как "государственные счета", - сказал он. Впервые оно появилось в 1991 году, тогда же начался проект внедрения нацсчетов в России. Он проходил поэтапно. "В 1993-1995 годах мы начали пытаться составлять национальные счета. Сегодня мы проанализировали, чего нам не хватает, чтобы завершить всю последовательность счетов, которую рекомендует ООН. Для этого не хватает наших интеллектуальных возможностей, не хватало ресурсов. Сегодня ресурсов хватает, а мозги мы ищем. Там не очень простые вопросы: надо правильно оценивать природные ресурсы, финансовые инструменты", - пояснил глава Росстата. Он добавил, что Росстат составил программу развития национальных счетов, которую уже одобрило минэкономразвития. Проект рассчитан на 15-20 лет. Александр Суринов затруднился сказать, сколько он стоит.
Впрочем, полное исследование макроэкономических показателей - не единственное новшество, которым в скором времени нас сможет порадовать статистика. В частности, уже в конце марта появятся данные квартальной оценки внутреннего валового продукта (ВВП) не только в текущих ценах, но и в ценах 2003 и 2008 годов. "Это американская система динамики, и мы теперь будем ее использовать", - сказал он. Также Росстат начал исследовать "бюджет времени" - измерять уровень жизни и благосостояния людей, в том числе и через то, как и на что они тратят свое время.
Директор статистического отдела Европейской экономической комиссии ООН Лидия Братанова отметила высокий уровень российской статистики. "Макроэкономическая статистика в России очень высокого качества, соответствует международным стандартам и рекомендациям, предоставляется согласно графику. Но вам еще предстоит внедрить систему национальных счетов, которая позволит более точно определять ВВП страны", - сказала она. Добавив, что макроэкономические показатели, бывает, "хромают" в том числе и у развитых стран, подчеркнула она. В частности, это вызвано глобализацией, когда растут транснациональные компании, снижаются торговые барьеры, а люди свободно перемещаются из страны в страну не только ради отдыха, но и в поисках работы.
Лидия Братанова рассказала, что организация, которую она представляет, занимается в том числе разработкой статистической методологии и стандартов для стран, входящих в комиссию (всего их 56 - от Таджикистана до США и Канады). И сейчас ведется работа для введения новых исследований и индексов.
Во-первых, речь идет о таком понятии, как устойчивое развитие, которое начало вводиться пять лет назад. Оно включает в себя несколько показателей, таких как человеческий капитал (здоровье, образование, расходы правительства на эти цели), производство (оценка ВВП), природные ресурсы, социальный капитал.
Во-вторых, об изменении климата. "Мы понимаем, что эти показатели необходимы всем странам для понимания, что происходит с экологией и людьми. Но мы пока не определились, как следить за изменениями климата", - сказала Лидия Братанова. Когда же методология будет готова, ее предложат для внедрения всем, включая Россию. Пока же в нашей стране не исследуется ни устойчивое развитие и нет статнаблюдений за изменением климата, кроме как за выбросами углекислого газа.
Рост цен за прошлую неделю составил 0,1 процента, с начала месяца - 0,4 процента, подсчитал вчера Росстат.
А за первые два месяца этого года цены на продукты питания в нашей стране росли в четыре раза быстрее, чем в Евросоюзе. В России продукты подорожали на 4,4 процента, в ЕС - на 1,1 процента. Российская инфляция за два месяца накопила 3,2 процента, европейская вышла в ноль.
На прошлой неделе в лидерах подорожания было пшено (цены выросли на 2,4 процента), а также гречка и яйца (по 1,8 процента). Картофель подешевел на 0,5 процента, а сахар и куриное мясо - на 0,5 и 0,2 процента соответственно. Вклад в снижение темпов инфляции внес бензин, подешевевший на 0,2 процента.
За неполные три месяца цены прибавили 3,6 процента. Впрочем, в феврале и марте по сравнению с январем их бег все-таки замедлился. После ускорения на 2,4 процента в первый месяц года в феврале цены выросли на 0,8 процента. По итогам марта, прогнозировал недавно глава Центробанка Сергей Игнатьев, инфляция составит 0,6 процента. По мнению его первого заместителя Алексея Улюкаева, еще шанс уложиться в официальный годовой прогноз на уровне 7 процентов. Хотя минэкономразвития не исключало повышения цен до 8 процентов.
Подготовила Елена Кукол