Вчера современное российское искусство пробивало себе дорогу за счет возможностей президента Дмитрия Медведева.
День работника культуры, который отмечают сегодня в стране, глава государства встретил накануне в кругу деятелей культуры, но не с представителями классического искусства, театра, кино, а с теми, кто смотрит на искусство по-своему, формируя его современную составляющую.
Понять его зачастую непросто. Кого-то оно поражает, других отталкивает. Дмитрий Медведев причисляет себя к первым. Пройдя по трем этажам Мультимедиа Арт Музея на Остоженке, где представлены идеи, которые простому человеку в голову едва ли могут прийти, президент признался, что поражен: "Люблю актуальное искусство. Мне это интересно". Времени только у главы государства не хватает, чаще с современным искусством удается столкнуться во время заграничных поездок.
Но про современное искусство государство старается не забывать. Даже в Послании президента ему нашлось место, когда Дмитрий Медведев заявил, что государство должно помогать не только классическому искусству.
- У нас великая страна в этом плане, и наши достижения в области классического искусства известны во всем мире, - отметил он вчера. - А что касается современного искусства, то у многих людей есть обманчивое впечатление, что оно существует в других странах, а у нас влачит жалкое полуподпольное существование.
Сами деятели современной культуры, видимо, готовы себя отнести к этому самому большинству. Режиссер театра и кино Кирилл Серебренников, слегка стесняясь, сразу дал понять: как это бывает на разных мероприятиях с участием президента, и здесь будут звучать призывы о помощи. "С одной стороны, это делать не хочется, с другой - необходимо", - сказал он, и сразу не без доли ревности к классическому искусству заявил, что в Москве практически не осталось мест для экспериментов современного искусства.
- А для чего есть места? - поинтересовался Медведев.
- Есть места для сохранения традиций. Мест полным-полно. Мы, как скупые рыцари, сидим на этих традициях, - ответил режиссер.
Будущее же нашего общества, полагает Серебренников, в большей степени зависит не от ходящих в классический театр буржуа, а от той публики, которая ходит на "Винзавод". Президент не стал оспаривать такое мнение. Даже свою идею модернизации он видит возможной при участии открытых к развитию людей, которые умеют воспринимать современное искусство.
Да и площадок тоже должно быть больше. Медведев вспомнил, как в 1990 году приехал в Швецию и попал там не только в потребительский рай. Делегацию сводили на оперу. "И естественно - для них естественно, а для нас просто противоестественно - представление происходило на каком-то старом закрытом заводе. Феерия света, музыки. Фантастическое впечатление", - вспоминал глава государства. Вот и в российских регионах руководители могли бы быть более открытыми к такого рода проектам и спокойно отдавать под искусство заброшенные здания и предприятия.
Дорогу себе хотели бы пробить и молодые театральные режиссеры и постановщики, которым сейчас тоже нелегко найти место для воплощения своих идей. Театральный режиссер Василий Бархатов предложил без дополнительных затрат, только за счет перераспределения уже выделяющихся для театра средств, сделать так, чтобы раз или два в сезон в театрах выпускали современную оперу или драматургию.
Дмитрий Медведев сразу прикинул, как это можно реализовать, предложив оформить инструктивное письмо по линии министерства культуры с рекомендацией театрам резервировать определенный объем бюджета и времени для постановок молодых режиссеров.
- Мне кажется, в такой мягкой форме не все откликнутся, - явно не удовлетворила Бархатова такая мысль.
- А как вы предлагаете это сделать? - ухмыльнулся глава государства, прекрасно зная ответ.
- Указом.
Поскольку репертуар театров определяют пока их руководители, то такой вариант выглядел маловероятно. А вот перераспределять средства между театрами в пользу тех, кто будет поддерживать молодые таланты, президенту показалось вполне реально.
Если государство не готово или не может помочь, то пусть хотя бы сделает так, чтобы искусству было легче искать себе партнеров среди бизнеса. "Считать, что мы ничего не сделали для облегчения жизни бизнесменов, решивших потратить копеечку честно заработанных денег на искусство, было бы не совсем правильно", - возразил президент. Да, у нас еще не такая вольница, как в некоторых развитых странах, но к этому страна идет и, уверял Медведев, останавливаться не собирается.
- Тот, кто решил потратить свои деньги на искусство, на образование, тот должен получить льготы от государства, - уверен президент.
Партнерства ищут и современные молодые дизайнеры, которым не нужны ни деньги государства, ни его гранты. В этом убеждал художник Игорь Гурович. Причем это партнерство художники хотели бы организовать именно с государством, тем более что сейчас готовится столько прекрасных масштабных проектов, где рука российского дизайнера могла бы пригодиться.
Например, Олимпиада в Сочи. Но художнику не нравится и то, что в Сочи построят китайские небоскребы и закупят даже китайские пепельницы. "Государство хочет красивой Олимпиады, и я хочу красивой Олимпиады. С кем мне об этом говорить?" - обратился он к президенту.
Обратился по адресу. Во всяком случае, Дмитрий Медведев пообещал поговорить с теми, кто отвечает за организацию Олимпиады. "Ну, какие проблемы в том, чтобы какие-то аксессуары заказывать у наших дизайнеров? Да никаких", - заметил глава государства.
Говорили еще долго и о разном, а в конце неожиданно прозвучал вопрос о расследовании нападения на журналиста Олега Кашина. Интересовался его друг, писатель и публицист Сергей Шаргунов. Так совпало, что утром того же дня президент разговаривал на эту тему с главой Следственного комитета. "Там есть движение. Я не имею права определенные вещи говорить, но движение есть", - заверил Дмитрий Медведев.