Два первых аппарата по продаже разливного молока устанавливают в торговых центрах Преображенского района и в Медведково.
Если эксперимент признают успешным, то молокоавтоматы заработают по всему городу, вплоть до автобусных остановок.
Цена - 25 рублей за литр свежего молока - по столичным меркам вполне приемлема. Автомат наливает нужный тебе объем, честно отсчитывает сдачу. Но вот тару нужно приносить с собой.
Москва отнюдь не молочный первопроходец. Такие автоматы давно и успешно работают в Европе. А первыми из россиян, оценившими новинку, стали жители Казани, кстати, у них цена литра как в Москве, но с учетом тары. Также молокоавтоматы установили в магазинах Пермского края, а с прошлого года и в супермаркетах Новосибирска. Удовольствие не дешевое, цена итальянского молокоавтомата составляет около 1 млн рублей, но сибиряки настроены оптимистично. При дневных продажах в 150 - 250 литров автоматы, по расчетам, окупятся за год.
Скорее всего, московский эксперимент тоже обречен на успех. Наш рынок торговыми роботами, мягко говоря, не насыщен. Сегодня в Москве один такой автомат приходится примерно на тысячу жителей. Сравните: в Америке соотношение 1:50, в Японии - 1:25 человек.
Ассортимент товаров, которые предлагают наши автоматы, довольно скуден. Из 12 тысяч аппаратов, установленных в Москве, две трети продают кофе. Остальные, в основном, торгуют чипсами-сладостями.
Гипотетически есть российские автоматы, предлагающие икру, бахилы, больничные баночки для анализов. Разработаны отечественные автоматы самообслуживания для автомобилистов: предоставляет возможность пропылесосить салон, подкачать шины и заправить стеклоомыватель. В Питере есть роботы-солярии. Но их очень мало.
Например, в Москве не больше полусотни икроматов, торгующих красной икрой. Кстати, один из первых икроматов установлен в мэрии. Изначально это был автомат для продажи мороженого (куплен в Испании за 9 тысяч евро), который наши кулибины переделали под продажу русского деликатеса.
Упорно ходят слухи, что в Москве вот-вот начнут продавать золото в слитках через специальные автоматы. Такие золотоматы уже работают в Германии, ОАЭ и Японии. Но в российском банке, которому молва приписывает инициативу, поясняют: проект в стадии изучения, и о конкретных сроках и местах расположения золотоматов в городе говорить преждевременно.
Торговля без участия продавца-человека называется вендингом. Считается, что в основе этого бизнеса лежит импульсный спрос. То есть человек увидел товар (или просто подумал, что ему нужны цветы, шоколадка, или, простите, презерватив). И вот на тебе: в поле зрения попадает подходящий автомат.
А продавать можно все или почти все, в мире роботы торгуют кофе и газировкой, сигаретами, книгами, вином в разлив, пиццей, сэндвичами, мороженым, овощами, молоком и даже свежими яйцами.
Цветами тоже торгуют, но не везде успешно. Самые продвинутые роботы-цветочники у испанцев. В этом году в Мадриде устанавливают полсотни вендинг-машин, которые позволяют хранить цветы до 9 дней.
Испания обогатила вендинговый рынок еще одной новинкой: автоматами по продаже жидкого мыла. Работают по принципу молокоавтоматов: наливай столько, сколько тебе нужно.
А вот на роботов-табачников в Европе начались гонения. Но и этим машинам находят применение. Например, в Германии, после запрета на продажу сигарет через автоматы, машины приспособили торговать сувенирами.
Самая безудержная фантазия - у японцев. У них есть даже автоматы по продаже лобстеров. А в Америке в вендинг-киоске продают iPod. Дальше всех пошел Шварценеггер: у него в Калифорнии вендинг-машины выдают даже легкие наркотики. Конечно, не всем, а только больным по назначению врача. Обычных наркоманов робот-наркодилер игнорирует.
Роботы не только предлагают товары, но и помогают в борьбе с бюрократией. Наша газета уже рассказывала о первом инфомате, установленном в здании Центрального телеграфа в декабре прошлого года. Обещают, что инфоматов у нас будет, как у японцев лобстероматов.
А недавно Сергей Собянин по требовал, чтобы все поликлиники оснастили системами электронной записи к врачам.
Строго говоря, информационные роботы не относятся к вендинговым машинам, но это уже тонкости бизнес-сленга. Потребителю все равно, как они классифицируются, лишь бы удобно и без очередей.
Есть ли у нас шанс догнать по торговым автоматам Европу, Америку и Японию? В обозримом будущем - вряд ли. Ведь главное преимущество вендинга перед традиционными точками розничной торговли - отсутствие расходов на зар плату персоналу. Соответственно, чем выше в стране или регионе зарплаты, тем больше стимулов использовать вендинг-машины. У нас дешевле нанять гастарбайтера, чем за миллион покупать молокомат. Но это - пока.
Кроме того, торговый робот интереснее магазина, когда установлен в шаговой доступности от дома и работает круглосуточно. Но дорогие вендинг-машины у нас предпочитают ставить на охраняемых площадках.
Хотя и владельцев роботов можно понять: по традиции вандализма мы впереди планеты всей. И это не преувеличение: осенью можем отметить 113 лет со дня первого нападения на торговый автомат. Произошло это в Санкт-Петербурге, где был установлен первый в России механический робот по продаже шоколада (см. историческую справку). Плитка шоколада стоила 15 копеек, а из размещенной на аппарате инструкции следовало, что если опустить монеты другого достоинства, то и шоколад он не выдаст, и деньги не вернет.
Естественно, что покупатели часто опускали монеты других номиналов и даже засовывали в монетоприемник бумажные купюры. При этом некоторые пытались с чудо-машиной еще и разговаривать: старались ему втолковать, что без законной сдачи они нипочем не уйдут. Подкрепляя увещевания пинками по корпусу. Владельцу торгового автомата N 1 пришлось нанять охрану.
Кстати
В метро планируется установить в этом году 1500 билетных автоматов. А это значит, что число столичных вендинг-машин увеличится более чем на 10%.
В США - 6,8 млн вендинговых автоматов,
в Японии - 6 млн,
в ЕС- 4 млн,
в России - 42 тыс.
Первый торговый автомат в России заработал 5 ноября 1898 года в Санкт-Петербурге.
Действовал он так: клиент опускал монету в отверстие на лицевой стенке, дергал за ручку - снизу выдвигался лоток с шоколадной плиткой. Новинка вызвала такой ажиотаж, что полиции пришлось наводить порядок. Устройство одобрили состоятельные горожане, а вот пролетариат был недоволен. Газета "Петербургский листок" писала: "Мастеровым не по вкусу такое угощение. Им нужна машина, которая вместо шоколада выдаст рюмку водки с бутербродом".