Новости

25.03.2011 00:29
Рубрика: Общество

"Нью-Йорк Таймс" ввела пароль

За электронную версию "Нью-Йорк таймс" читателям придется платить

Новости стоят денег, даже в том случае, если их читаешь не в бумажной версии газеты, а в электронном виде - примерно так можно описать логику тех решительных шагов, на которые решилось руководство газеты "Нью-Йорк таймс". Уже с 28 марта всем пользователям интернет-версии одной из крупнейших и наиболее читаемых в США газет предоставят на выбор различные пакеты платной подписки.

Информация о том, что третье по популярности американское издание переходит на платную систему просмотра своего интернет-контента циркулировала уже в течение года. Но только в конце прошлой недели газета объявила подробности новой системы доступа к своей интернет-версии. Для специалистов этот "ход конем" не стал откровением. Ведь привычное бумажное издание "Нью-Йорк таймс" стало приносить все больше убытков. И это, в свою очередь, является отражением общей тенденции в американской медиаиндустрии.

Как стало известно, новая подписка на "Нью-Йорк таймс" будет доступна в виде трех пакетов: 15, 20 или 35 долларов в зависимости от полноты доступа и вида носителя, на который будет поступать информация.

Исключение сделано для подписчиков традиционных бумажных версий газеты и ее международного выпуска "Интернэшнл геральд трибюн" - они получат полный доступ к цифровым версиям бесплатно.

Любопытно, что в целях поддержания популярности интернет-ресурса газеты любые посетители ее сайта смогут бесплатно читать редакционные материалы в количестве, не превышающем 20 статей в месяц. За остальные тексты издания придется платить. Впрочем, если переходить на сайт газеты через ссылки в интернет-блогах и популярных социальных сетях, включая Facebook и Twitter, материалы газеты также будут доступны на безвозмездной основе.

По подсчетам аналитиков, только в США сайтом www.nytimes.com ежемесячно пользуются 32 миллиона человек, а доходы от рекламы на данном медиаресурсе составляют примерно 100 миллионов долларов в год.

"Наше решение взимать плату за доступ к цифровому контенту приведет к появлению еще одного источника доходов, что укрепит наши возможности и дальше инвестировать в журналистику", - заявил председатель "Нью-Йорк таймс компани" Артур Сульцбергер-младший.

Тем не менее, многие эксперты скептически оценивают нововведение. Они ссылаются на негативный опыт британских газет "Таймс" и "Санди таймс". Они ввели платную систему просмотра своих статей в Интернете, после чего количество посещений их интернет-сайтов сократилось на 62 процента.

В Ассоциации американских газет "РГ" заявили, что в истории медиаиндустрии США были как положительные примеры перехода на платную систему доступа к редакционным материалам, так и весьма плачевные. В качестве удачного опыта был назван пример местной газеты "Вако трибюн геральд", которая стала взимать плату с читателей онлайн-версии, а это, в свою очередь, стимулировало увеличение печатного тиража, так как "бумажные подписчики" автоматически получали бесплатный доступ к сайту газеты. А вот в одной небольшой частной газете в штате Нью-Джерси интернет-траффик резко пошел под уклон сразу после введения принципа "новости за деньги".

Специалисты ассоциации, как удалось узнать "РГ", внимательно следят за успехами в области предоплаченного доступа к интернет-материалам гораздо более крупных газет "Аугуста кроникл" и "Даллас морнинг ньюс". Но пока ничего конкретного об эффективности этих проектах сказать не могут.

прямая речь

В связи с переходом "Нью-Йорк таймс" на платную систему просмотра онлайн-версии "РГ" обратилась с рядом вопросов к представителю "Нью-Йорк таймс компани" Кристину Мэйсону.

Российская газета: Связан ли переход к платному доступу с непростым финансовым положением издательства и медиаиндустрии в США?

Кристин Мэйсон: Медиаиндустрия меняется. Эта схема позволит нашей газете разработать новые источники доходов, которые укрепят наши возможности продолжать журналистскую работу и производить инновации, обеспечивая в то же время сохранение обширной читательской аудитории и поддерживая динамичный бизнес в области рекламы.

РГ: Не боится ли "Нью-Йорк таймс" потерять многих читателей, которые просто не захотят платить за новостной контент?

Мэйсон: Произведенные нами расчеты и оценки предполагают, что большинство пользователей нашего сайта продолжат посещение нашего ресурса бесплатно, включая просмотр фотографий, видео и других форм контента, с условием доступа не более к 20 статьям в месяц. Дополнительно, рубрика "Главные новости" останется бесплатной для всех приложений нашей газеты, установленных на смартфонах и планшетных компьютерах. Комментарии читателей и частная реклама, связанная с недвижимостью, автомобилями и так далее, также останутся бесплатными.

РГ: В чем заключается смысл оставления "брешей" для пользователей интернет-блогов и социальных сетей, которые смогут обойти платный доступ к материалам газеты?

Мэйсон: Наша цифровая подписка была разработана с требованием обеспечить бесплатный доступ к внушительному объему контента через различные веб-сайты, поисковики и социальные сети. Платить должны только те, кто является частым пользователем нашего ресурса и заинтересован в полном доступе к его содержанию и новостям.

как вам это

Азер Мурсалиев, шеф-редактор Издательского дома "Коммерсантъ":

- Эта проблема стоит перед всеми газетами. Читатели все больше и больше уходят в виртуальное пространство. Бумажные версии от этого страдают. Для США, наверное, это более актуально, чем для всего остального мира. Вводя плату за пользование сайтами, "Нью-Йорк таймс" пытается сохранить свои доходы и прибыли. Собственно говоря, этот метод не оригинален и не нов. Но я не уверен, что он будет успешным. Для того чтобы такой маневр удался, необходимо создание каких-то общих правил.

Например, все должно быть платным. Тогда человек выбирает, что ему читать. А когда издание вводит плату за свою информацию, люди просто откажутся его читать. Они могут найти те же новости, но на других сайтах. Не допустить утечки невозможно. Преследовать по закону тоже невозможно. В обозримом будущем, я думаю, этому примеру последуют многие издания. Как в случае с Интернетом, нужно не национальное, а международное законодательство. И СМИ, видимо, без этого не обойтись. Люди понимают, что без общего универсального подхода какие-то проблемы не решить. Например, речь идет о борьбе с терроризмом, экстремизмом, детской порнографией. Издательский дом "Коммерсантъ" не будет использовать такую практику. Кстати, с самого начала сайт газеты был закрытым и платным. Мы сделали его бесплатным. Стало очевидно, что теряем мы больше, чем зарабатываем. Но это было в те времена, когда позиции бумажной прессы были прочны, а интернет-СМИ считались экзотикой. Не исключено, что в России тоже могут появиться такие тенденции. Сейчас все ищут способы выживания, пытаются приспособиться к меняющейся ситуации. И пробуют разные методы. Пока не ясно, что в конце концов возобладает: тотальное закрытие или, наоборот, полная коммерциализация.

Николай Усков, главный редактор русской версии журнала GQ:

- Одна из основных проблем современных печатных СМИ заключается в том, что они вступили в конкурентную борьбу с агрегаторами новостей и, очевидно, эту конкурентную борьбу проигрывают. В этой ситуации возникает вопрос: каким образом финансировать создание качественного контента уровня серьезной газеты, политической или экономической? Все стоит денег, работа профессионального журналиста стоит больших денег, соответственно, откуда-то их надо брать, А Интернет - это море бесплатной информации, это гораздо более быстрая информация, это возможности получить мгновенно бесплатную интерпретацию чего бы то ни было. И совершенно непонятно, кто вообще будет оплачивать в будущем труд журналистов. То есть мы стоим перед угрозой исчезновения самой профессии.

Бенедикт Эванс, медиааналитик компании Enders Analysis:

- "Нью-Йорк таймс" вводит модель, которую условно можно назвать моделью "бесплатного минимума". Большинство посетителей сайта газеты в среднем за месяц читают пять-десять текстов, не больше. Такие посетители не заметят изменений. Они продолжат посещать сайт по ссылкам из социальных сетей и приносить ему рекламную прибыль.

Заплатить придется всего десяти-двадцати процентам читателей. И многие из них действительно сделают это. Процент тех, кто решится на оплату, на самом деле послужит оценкой качества газеты. Потому что платить будут только за высококачественный и уникальный контент.

Кроме того, цель издателей "Нью-Йорк таймс", как и "Файнэншл таймс", использующих похожую модель, - это сбор информации о своих читателях. Когда прекрасно известна база подписчиков, реклама продается легче и дороже.

Отход от полностью бесплатной модели связан с недостаточностью доходов от рекламы в Интернете. Печатные версии газет читает все меньше людей - все уходят в Сеть. Но реклама онлайн не приносит столько же средств, сколько издательства получали от рекламы в печатной газете.

Тому есть три причины. Во-первых, у читателей онлайн появляется возможность выбора между разными газетами. Во-вторых, большинство посетителей сайтов читают в месяц пять-десять текстов, но не газету целиком, что сказывается на доходе от рекламы. В-третьих, цены на рекламу онлайн все еще значительно ниже цены на печатную рекламу. Поэтому издатели вынуждены искать новые варианты заработка. Очевидно, что "Нью-Йорк таймс" потеряет определенную долю читателей. Но при этом они заработают на платной подписке, а доходы от рекламы могут даже остаться на прежнем уровне за счет посетителей, читающих меньше двадцати материалов в месяц. Увеличится ли при этом их прибыль - это вопрос веры, а не логики.

Лондонская "Таймс" использует другую модель платного доступа: читателям этой газеты приходится платить за каждый текст. Посещаемость издания после введения платной подписки сильно упала, однако никакой точной информации на эту тему не опубликовано. Мы можем только догадываться об итогах эксперимента. Но внутри индустрии считается, что этот эксперимент не принес успеха. Можно сказать, что "Таймс" тест на высококачественность не прошла.

В будущем, я думаю, будет существовать и бесплатная, и платная подписки на онлайн-версии газет. Платить придется за те же "Файнэншл таймс" или "Уолл-стрит джорнэл", за некоторые журналы. Более традиционный контент останется бесплатным.

Подготовили Александр Саможнев, Анна Федякина, Виктор Фещенко

Общество СМИ и соцсети