Решение премьера Португалии Жозе Сократеша об отставке - симптоматично. Похоже, Европа не понимает, что ей делать в сложившихся обстоятельствах.
Еврокомиссия требует от властей стран ЕС затянуть пояса, в то время как население этих государств выступает против подобных рецептов экономического оздоровления. Примерно такая картина сложилась в Португалии. Все оппозиционные партии выступили против пакета законов, направленных на сокращение государственного дефицита страны. Правительство посчитало, что в таких условиях его дальнейшая работа невозможна, и ушло в отставку. Удивительно то, что при этом все оппозиционные партии поддерживают общий курс на сокращение расходов. Просто, по их мнению, "данный пакет больше всего задевает наиболее уязвимые слои населения". А это, как уже показали события в Греции, Ирландии и Испании, неминуемо привело бы к массовым забастовкам и падению популярности партий, выступавших за непопулярные решения.
До июня, пока не пройдут внеочередные парламентские выборы, руководить Португалией будет техническое правительство. За это время стране предстоит вернуть часть государственного долга в размере около девяти миллиардов евро. Без помощи извне Португалии эту сумму не осилить. А значит, Лиссабону неизбежно придется обратиться в "фонд спасения" Евросоюза и в МВФ. Те, в свою очередь, окажут помощь, но только на определенных условиях, которые включают сокращение социальных расходов. Как раз то, что предлагало уходящее правительство. Это означает, что нынешний бойкот пакета законопроектов не более, чем политическая игра.
Александр Рар, директор Центра имени Бертольда Бейтса Германского общества внешней политики
Нынешние события в Португалии и произошедшее ранее в Греции и Ирландии для Европы сродни цунами. Кто-то думал, что мировые кризисы обошли Европу, но сейчас нас просто ударило дубиной по голове. Европейцы оказались не готовы к кризису психологически.
Кроме того, у меня есть такая теория: Европа сильно разделена на север и юг. На севере короткие дни зимой, и люди там вкалывают и копят деньги. А для португальцев, греков, испанцев, в меньшей степени итальянцев - для всех этих южных народов, Евросоюз - это слишком сложный инструмент, слишком большая роскошь. Они не могут себе ее позволить. Они не способны жить по строгим немецким финансовым правилам. У них, я бы сказал, более приятное отношение к жизни. Поэтому они и на пенсию выходят рано, и ВВП у них самый низкий в Европе. Они просто не успевают за всем Евросоюзом. И с началом кризиса у них все начало рушиться.
Выхода из ситуации только два. Либо более сильные государства будут спасать слабых, либо им придется выходить из еврозоны и переходить на собственные валюты. Я думаю, в будущем это вполне реально для двух-трех стран. Правда, этот вариант пока активно не рассматривается. Сильные государства пытаются спасти не только еврозону, но и саму конструкцию ЕС. Ведь он лопается по швам, хотя еще не катастрофически. В общий котел собрали уже самые последние деньги. Тридцать процентов из них - немецкие. Этот спасательный круг пока что держит на плаву Грецию и Ирландию. Специалисты говорят, что и Португалию он тоже спасет. Но если кризис из Португалии перейдет на Испанию, его не хватит.
При этом никто бесплатно предоставлять деньги не будет. Тот, кто хочет воспользоваться фондом спасения, должен принять строгие обязательства по сокращению бюджета. Однако для народа это достаточно сложно психологически. В Греции и Португалии уверены, что Германия и Франция должны им платить, потому что их фирмы последние десять лет паразитировали на общеевропейском рынке. Из-за этого внутри Европы возникли достаточно напряженные взаимоотношения. Германия сначала не хотела участвовать в "спасительном зонтике", но сейчас понимает, что иначе рухнет весь ЕС.
Самое плохое, что момент для коренных преобразований ЕС уже упущен. Евросоюз - это союз только экономический, но не политический. Было бы общее министерство финансов - можно было бы говорить о другом развитии. А сейчас обязанность предотвращать кризисы лежит на каждой отдельной стране. И нет механизмов навязывания строгих экономических правил всем государствам. Слабые страны просто жульничают при написании своих бюджетов.
Это легко объяснимо, учитывая, что при нынешней системе все бремя ответственности за спасение спотыкающегося ЕС ложится на плечи Германии. Пока немцы держатся спокойно, но если в Германии начнутся какие-то катастрофы, немецкий избиратель спросит у своих правителей, а зачем нам платить за греков, испанцев, португальцев, ирландцев? Поэтому Германия вряд ли захочет повышать налоги и сокращать социалку в собственной стране для спасения Евросоюза.
Из-за этого кризиса ЕС в любом случае ослабнет и экономически, и политически. Тем не менее я думаю, что Европа устоит. У нее накоплены большие богатства и возможности. В крайнем случае ряд стран будет просто вытолкнут из еврозоны, и континент вернется к стратегии "коренной Европы".