Челябинские лесоводы: Реформа лесного хозяйства нуждается в коррекции

Реформа лесного хозяйства нуждается в коррекции - к такому выводу пришли участники VI съезда лесоводов Челябинской области.

Напомним, новый Лесной кодекс РФ, узаконивший децентрализацию отрасли и развитие в ней рыночных отношений, вступил в силу в 2007 году. К сегодняшнему дню 63 процента лесных угодий в Челябинской области, четверть территории которой занимают лесные массивы, находятся в аренде. Результаты неплохие: годовой объем заготовки древесины за последний год увеличился почти вдвое - до 1,4 миллиона кубометров. Платежи в консолидированный бюджет за использование лесов выросли в 2,5 раза, составив в 2010 году почти 139 миллионов рублей. Правда, есть и организации, оказавшиеся неспособными справиться с обязательствами, - с ними договоры аренды расторгнуты.

Лесной бизнес - далеко не простой и не слишком прибыльный. Не случайно попытки вовлечь в коммерческую деятельность участки в лесостепной зоне на юге натолкнулись на вежливый отказ арендаторов: если выполнить весь комплекс лесотехнических мероприятий, то потенциальная прибыль не покроет затрат.

В прошлом году в Челябинской области восстановлено 3,7 тысячи гектаров леса. В текущем объемы не снизятся, но дальше все упирается в дефицит посадочного материала. При этом стоит вопрос о ликвидации единственного на Южном Урале Центра лесовосстановления, имеющего огромную базу по семеноводству, в перспективе способного обеспечивать посевным материалом и другие регионы УрФО. Ситуация вытекает из концепции реформы, которая, на взгляд специалистов, грешит многочисленными недоработками.

- Выращивание посадочного материала и восстановление посадок по действующему законодательству должны проводиться в рамках конкурсов. В результате в них принимают участие люди, мало понимающие в данном вопросе и желающие лишь заработать деньги, - разводит руками начальник главного управления лесами по Челябинской области Владимир Кузнецов. - Такой подход практически ставит крест на непрерывности процесса лесовосстановительных работ.

В коррекции нуждаются и другие нормы. К примеру, после упразднения в 2005 году института лесничих привлечь к ответственности нарушителей стало задачей почти неразрешимой. Государственных инспекторов стало втрое меньше, чем до реформы, - они физически неспособны держать под контролем лесные угодья. Арендаторы же абсолютно бесправны: они полномочны разве что записать автомобильные номера и сообщить в милицию о "черных лесорубах" или беспечных туристах-поджигателях.

Иногда совместные усилия арендаторов, лесоводов и правоохранительных органов довольно эффективны. Как, например, рейд на территории Златоустовского лесничества. Две наземные мобильные группы и экипаж мотодельтаплана были снабжены современными средствами связи и видеосъемки, GPS-навигаторами. После того как с воздуха была замечена незаконная порубка, наземные группы перекрыли возможные пути выезда из леса, а прибывшая опергруппа задержала нарушителей.

В итоге подобных мероприятий начавшийся в лесах разгул удалось приостановить: если в 2009 году браконьеры вырубили 18 тысяч гектаров лесов, то в 2010 году - в два с лишним раза меньше. Но разовые акции малоэффективны: в том же полете на одну перехваченную группу лесных браконьеров пришлось два десятка "черных" порубок, где ловить было уже некого. И арендаторы, и сотрудники главного управления лесного хозяйства единодушны: законодатели должны вернуть лесничих - причем с прежними правами и полномочиями.

То, что "рука рынка" часто неэффективна, показала и ситуация с пожарами. Создание два года назад ОГУ "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области" было воспринято предпринимателями с недовольством: "Лесные пожары длятся четырешесть месяцев в году. Все остальное время эту структуру штатом порядка тысячи человек нужно просто содержать". Однако факт остается фактом: в 2010 году 90 процентов возгораний в регионе ликвидировалось в первый же день, средняя площадь лесного пожара снизилась на 40 процентов. Общий ущерб составил 905,5 миллиона рублей, но мог быть куда больше: у частников просто нет необходимой техники.

Как предупреждают синоптики, лето 2011 года тоже будет засушливым. На борьбу с огненной стихией в бюджете региона заложено вдвое больше средств - 145 миллионов рублей. Решен вопрос о выделении денег и из российской казны. Между тем, как напоминает Кузнецов, Челябинская область недополучила более 11,5 миллиона рублей федеральных средств за тушение возгораний еще в прошлом году. Из них 3,5 миллиона - задолженность перед ликвидаторами лесных пожаров.

Компетентно

Владимир Чабриков, руководитель ОГУ "Каслинское лесничество":

- Государство возложило заботу о своей собственности на бизнес без должной экономической проработки - в том числе без финансовой поддержки. Это не улучшит сохранность лесов. Один из негативных итогов реформы - то, что лесничество не имеет достоверной информации о состоянии лесного фонда, что сказывается на планировании и контроле за арендаторами.