Министр информационных технологий и связи Свердловской области Ирина Богданович не расстается со своим "планшетником" даже во время "делового завтрака" в уральском филиале "РГ". Она уверена, что в самом ближайшем будущем новые возможности связи и IT будут доступны и жителям самых отдаленных уголков Среднего Урала.
Российская газета: Екатеринбург - довольно продвинутый город с точки зрения доступности Интернета. А сколько людей в отдаленных населенных пунктах области имеют доступ во Всемирную сеть?
Ирина Богданович: Естественно, возможности екатеринбуржцев и жителей области в этом плане различны. Мы стремимся выровнять ситуацию. Однако работы ведутся исключительно в рамках инвестпроектов крупных телекоммуникационных компаний, бюджет области не вкладывается в создание регионального оператора связи, хотя некоторые регионы пошли по такому пути. Радует то, что сейчас все шире распространяются технологии беспроводного Интернета. Когда мы собрали данные по всем операторам, то увидели, что объем беспроводного трафика растет именно в удаленных районах, при этом его доля в сетях третьего поколения увеличивается с большей скоростью, чем в сетях второго поколения. Сейчас, когда 95 процентов области находится в зоне покрытия сотовой связи, Интернет доступен почти всем.
РГ: Наш читатель из Тавды Андрей Зарецкий задает такой вопрос: почему в отдаленных городах и поселках области доступ к сети Интернет обходится значительно дороже, чем в крупных городах?
Богданович: Это естественно: там, где конкуренция среди операторов выше, их услуги обходятся пользователям дешевле. Я думаю, вы прекрасно помните, что раньше для того, чтобы завести линию скоростного Интернета в квартиру, нужно было заплатить достаточно большие деньги. Потом интернет-кабели стали проводить бесплатно, теперь помимо этого некоторые операторы предоставляют новому клиенту еще и определенное время бесплатной работы в сети. Все благодаря тому, что возникла конкурентная среда. В отдаленных районах области до сих пор работают один-два, в лучшем случае три провайдера. Но за счет того, что связь сейчас активно развивается, мы рано или поздно придем к нормальной конкуренции и там. Но сначала должна появиться некая критическая масса желающих подключиться к Интернету.
РГ: На каком этапе сейчас находится формирование единого информационного комплекса правительства Свердловской области?
Богданович: На стадии проектирования. Мы собираем документацию, на основе которой будет создаваться областной центр обработки данных - ЦОД (сейчас мы арендуем вычислительные мощности у одного из операторов). В ходе проектирования уточняются затраты, которые понесет бюджет, составляются сметы. Определенная сумма - 180 миллионов рублей - в бюджете на этот год заложена. Из них около 30 миллионов должно пойти на оснащение ЦОДа. Я думаю, что суммы в сметах не будут значительно превышать эти цифры. Проектирование должно закончиться к середине года. Подобно крупным бизнес-структурам, ведущим деятельность на большой территории, мы создадим собственную локальную сеть. Произойдет некая унификация технических решений, используемых обычно для создания сайтов государственных и муниципальных органов, которая позволит снизить затраты на обслуживание всей системы, упростит работу сисадминов на местах.
РГ: То есть сейчас все сайты и порталы областных органов власти функционируют на серверах операторов связи, а к концу года у правительства появится собственный центр обработки данных?
Богданович: Да, но при этом мы не исключаем наличия резервного ЦОДа - опять же на арендуемых площадях. К сожалению, не исключены ситуации, когда из-за перебоев с питанием работа какого-то сервера становится невозможной. И поэтому необходимо иметь запасной вариант. Это общемировая тенденция: многие крупные IT-компании создают центры обработки данных, а потом сдают их в аренду. Эта услуга популярна, потому что и "железо", и программное обеспечение достаточно быстро устаревают. Иногда даже выгоднее арендовать на какое-то время внешний ресурс с той мощностью, которая требуется в данный момент.
РГ: Поговорим об одной из главных сегодняшних тем - об электронных госуслугах. Наши журналисты на собственном опыте столкнулись с проблемами в их получении. Например, заявление на выдачу загранпаспорта оказалось невозможно отправить через портал госуслуг, потому что в виртуальном бланке нет строки для указания фактического места жительства заявителя, если оно не совпадает с местом регистрации. Кто и каким образом должен устранять подобные мелкие сбои в работе системы?
Богданович: И на сайте gosuslugi.ru, и на pgu.midural.ru помещен телефон службы технической поддержки (и что характерно, он работает). Но пока эта техподдержка централизованная, московская. Я в ближайшее время планирую поездку в Москву, где хочу предложить интегрировать федеральную и областную службы техподдержки. Тогда при обращении человека по указанному телефону проблема будет устраняться именно на том уровне, на котором она возникла. В нашей области сейчас формируется эксплуатирующая организация - "Оператор электронного правительства Свердловской области". В ее ведении будут сосредоточены сервисы как для технической поддержки системы (то есть "железа" и программного обеспечения), так и для технической поддержки пользователей. Этому оператору как раз и будут направляться сообщения о том, какие проблемы возникают у людей, пользующихся электронными госуслугами. Тогда станет ясно, какие частные случаи не учтены в той версии приложения, которая запущена в эксплуатацию.
РГ: Ирина Александровна, когда же все-таки электронные госуслуги заработают по-настоящему?
Богданович: Все хотят, чтобы процесс произошел одномоментно, чтобы из одного состояния, когда таких сервисов не было вообще, мы вдруг перешли в состояние, когда абсолютно все работает без сбоев. Но такого не бывает. Подобный одномоментный переход неизбежно повлек бы за собой строительство "потемкинской деревни", а мы этим не занимаемся. Действительно работающую систему быстро не создать. Шесть госуслуг уже сейчас работают. Например, я сама пользуюсь услугой записи к врачу по Интернету. Очень удобно.
РГ: Облстат при сдаче отчетов по-прежнему требует от бизнеса помимо электронной формы документов еще и обычную, бумажную. Это тот самый переходный период?
Богданович: Да, но и здесь все же есть движение. Наиболее динамично развивается в этом отношении взаимодействие бизнеса с налоговой службой. Она, скажем так, более прогрессивно настроена. Но по большому счету и для статуправления, и для других структур важно появление электронной цифровой подписи под теми отчетами, которые мы им отправляем. Я думаю, в этом году появятся нормативно-правовые акты об ЭЦП - а за этим потянутся и технические решения. И тогда тому же статуправлению уже некуда будет деваться, оно должно будет поверить вашим электронным отчетам.
РГ: Приходится часто общаться с чиновниками, и большинство из них воспринимают внедрение электронных услуг как обузу. Как вы считаете, почему?
Богданович: Сам процесс внедрения новой системы всегда затратный. Он требует дополнительного времени, сил, эмоций. Прелесть сделанного ощущается только по прошествии значительного временного промежутка.
РГ: В октябре прошлого года в области стартовала программа "Доступная информация". Как вы оцениваете ее эффективность на сегодняшний день, каковы ее первые итоги?
Богданович: Суть программы - предоставление гражданам по льготной цене пользовательского пакета, в который входят компьютер, программное обеспечение, подключение к Интернету, а также обучение работе на компьютере. Стоит весь пакет относительно недорого - 14,5 тысячи рублей. Мы создали сообщество партнеров (поставщик компьютера, программного обеспечения, провайдер), которые и участвовали в реализации программы. В результате около 500 человек на трех пилотных территориях - в Лесном, Заречном и Асбесте - откликнулись на наше предложение и купили такой пакет. В основном это люди старшего поколения - собственно, на них и была рассчитана программа. Для них компьютер - это в первую очередь новое средство общения. Сейчас в других городах мы рассказываем об этом опыте. Дальше эту программу должны продвигать сами муниципалитеты.
РГ: В последние 2-3 месяца вы совершили настоящее турне по городам области. С какой целью?
Богданович: Мы выезжали и раньше. В июле-августе - чтобы разъяснить сотрудникам муниципалитетов, для чего вообще создано министерство, какие вопросы мы будем решать, поделиться планами. В феврале мы уже рассказывали о первых результатах, встречались с целевой аудиторией наших проектов. Пожалуй, это была своего рода пиар-кампания с целью продвижения продуктов, распространение которых станет результатом нашей работы. Поскольку они достаточно новые и не всем понятны, то важно как можно больше об этом говорить.
Тем временем
Минэкономразвития РФ предлагает ввести для чиновников ответственность за необоснованное требование с граждан документов при оказании госуслуг. Как сообщил на днях замглавы министерства Олег Фомичев, выступая на заседании Совета по региональной информатизации, с июля этого года ведомства не смогут требовать с граждан документы, если они могут получить их в других госструктурах. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев поддержал эту инициативу, отметив, что ответственность чиновников должна быть предусмотрена и в том случае, если человек обращается к порталу госуслуг, заполняет анкету, а потом, приходя в госорган, слышит, что заполнил ее неправильно. По словам министра, сейчас идет работа над подробным перечнем документов, которые ведомства будут предоставлять друг другу без обращения к гражданам, а также тех документов, которые россияне должны будут предоставлять самостоятельно. Что касается перехода на электронное межведомственное взаимодействие, который должен состояться к концу года, то, по мнению Щеголева, эта работа близка к завершению.