Каюсь, это с моей заметки в "Российской газете" начался всероссийский месячник народно-освободительной борьбы за бесплатную рыбалку. По замыслу некоторых манипуляторов общественным сознанием, он должен увенчаться не больше не меньше - митингами в защиту права бесплатно помочить поплавок в реке. Которого, впрочем, никто ни у кого не отнимал. Глупая ситуация, правда?
К ней не стоило бы и возвращаться, если бы размах и ожесточенность этой борьбы не показали: у нас в стране потребитель идеологически имеет огромное моральное преимущество перед производителем. И власть на стороне тех, кто с ложкой.
Утром второго марта, когда моя "Клевая фиш-карта" вышла в свет на первой полосе "РГ", мне показалось, что я нажал кнопку "Вкл." на каком-то гигантском испорченном пургогенераторе. Началась всеобщая логорея (от логос - слово, и диарея - понос). Только ленивый псевдооппозиционный политик не отметился на этой теме: "Не позволим!", "Отстоим традиционный образ жизни!", "Свободу рыбакам-удочникам!". Интернет едва не разорвало от баек о том, что теперь-де без денег пенсионерам и школьникам уже нельзя будет забросить уду в поселковый пруд. И что на берегах горных речек где-нибудь на плато Путорана случайно залетевших туда рыбаков-таймешатников будут подстерегать алчные бизнесмены с кассовыми аппаратами, обкладывать данью и выдавать фискальные чеки. И что это бездушные чиновники придумали платную рыбалку, чтобы затянуть узел на худосочной шее трудового народа.
На самом деле все сказанное в этом месяце об опасностях наступления платной рыбалки на интересы граждан - вранье от первого до последнего слова. Тот, кто умеет читать не только крупными буквами, даже в моей первой заметке от второго марта мог бы прочесть превентивное опровержение всего, что впоследствии было произнесено на эту тему борцами с коммерциализацией любимой народной забавы - рыбной ловли. Не говоря уже о том, что правительство страны многократно и многоголосо дало разъяснение: 6,5 тысяч участков разыграно на конкурсах для ведения спортивно-любительского рыболовства. Меньше одного процента рыболовной территории. Остальное - бесплатно. Идите и ищите рыбу. Все, что поймаете, ваше.
Хотя лично у меня несколько иная точка зрения. Если рыбак-промысловик ловит рыбу, он за это вносит в казну плату за пользование водными биологическими ресурсами. "Так он же извлекает из продажи рыбы выгоду", - скажете вы. Отвечаю: извлекайте выгоду и вы. Да вы ее и так извлекаете. И не только в тех случаях, когда вы, наловив карасей, не покупаете у рыбака-промысловика его минтая, но даже тогда, когда кормите свою кошку пойманными в ручье пескарями.
Впрочем, дело не только в этом моем частном мнении. Я чувствую себя отчасти ответственным за всю бессовестную чушь, произнесенную на эту тему в различных эфирах и опубликованную на страницах печатных СМИ. Это же я выпустил из бутылки не умеющего читать и не желающего ничего слышать агрессивного джинна с удочкой наголо. Поэтому сегодня я намерен нажать на другую кнопку - "Выкл.". В надежде на то, что пургогенератор вырубится и мы снова сможем слышать и уважать друг друга. Но перед этим я позволю себе небольшой "разбор полетов".
Очень смешно, когда представители региональной власти поднимают свой голос против платной рыбалки. Во-первых, именно они формируют перечень участков для организации спортивно-любительского рыболовства. И только после этого Росрыболовство разыгрывает участки из перечня на конкурсах. Главными критериями в них, повторяю в который раз, являются рабочие места для местных жителей, планы зарыбления водоемов, наведение порядка и чистоты на их берегах, создание инфраструктуры. Во-вторых, более важных дел в экономике, чем создание новых рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы, у региональных чиновников просто нет. Соответственно, появление у них в областях, краях и республиках рекреационного бизнеса дает людям работу и дополнительные доходы в бюджет. А бесплатная рыбалка работы никому не дает. Вот и вся диспозиция.
Но, может, в том-то и проблема, что для некоторых представителей власти неочевидны ее - власти - функции? В течение многих десятилетий в нашей стране "партия и правительство" считали своим долгом добыть для народа дешевую рыбку, а не раздать всем удочки. Это вылилось в дефицит рыбы, как и должно быть по законам экономики. И привело к росту цен на нее. Но - не отрезвило некоторых граждан, обладающих властью. Сейчас, когда цены на ископаемые углеводороды высоки, они опять настроены всех кормить. Интересы потребителей для них превыше интересов любого бизнеса, кроме, конечно, углеводородного. Но что мы все будем делать, когда цены на нефть упадут? За счет кого тогда пойдем на бесплатную рыбалку? Ответа нет, и о плохом мы думать не любим.
Ладно. Но так же смешно, когда богатые дядьки из политического истэблишмента в дорогих костюмах грудью бросаются на защиту бесплатной рыбалки. Они никогда не охотятся с легкой поплавочной снастью в компании "простых рыбаков" за последней в речке стограммовой плотвичкой. Их привозят на лососевые реки, на заповедные банки в море, и там, вне зависимости от статуса водоема, они вылавливают свою трофейную добычу. Это времяпрепровождение является варварством по духу и по сути. Но, заметьте, - даже на такую бесплатную рыбалку никто пока не покушается. Должно смениться не одно поколение дядек в пиджаках, чтобы они отказали себе в удовольствии прилететь на вертолете куда-нибудь в заповедник и выловить там что-нибудь краснокнижное. И пусть хоть один из тех, кто узнает себя среди героев этого абзаца, бросит в меня выстраданным на бесплатном озере подлещиком, если я не прав.
И, наконец, самая многочисленная группа виртуальных борцов за бесплатную рыбалку: так называемые "простые рыбаки-любители". Это именно вы - те, кто так себя именует - ответственны за уничтожение осетров в Каспии. Местным жителям негде было работать и не на что жить, поэтому они втянулись в уничтожение реликтовой рыбы на нижней Волге. Но разве не вам, достаточно успешным для того, чтобы на джипе или на самолете добраться до Нижней Волги, они продают осетров? Да, браконьерская икра уходит скупщикам и за границу. А осетрину, в том числе, едите и вы.
Сколько вас? Говорят, по данным сотовых операторов, в низовья Волги каждый год приезжает до трех миллионов неместных номеров. И хотя бы одного десятикилограммового осетра на троих вы там покупаете или покупали, пока осетры были. Это 10 тысяч тонн в год. При том, что разрешенный наукой улов для нужд воспроизводства сейчас не превышает 40 тонн на весь тот регион. Так разве это не вы съели всех осетров в Каспии? А также судаков, сомов и прочих частиковых рыб?
Между прочим, мелких осетрят на рыбоводных заводах выращивают на деньги всех налогоплательщиков и выпускают в Волгу. А уничтожаете их вы. И я против того, чтобы вы якобы бесплатно, а на самом деле - на бюджетные (то есть, в том числе и на мои) деньги ловили там рыбу.
Далее. Каждый из вас, рыбаков-дикарей, срубает за время отдыха хотя бы один куст. И это грозит экологической катастрофой великой русской реке. А сколько кустов вы посадили? Ни одного. Да вы просто какие-то рыбаки-ненавистники, ребята, - поглядите на себя без иллюзий.
Каждый из вас на рыбалке выпивает хотя бы две бутылки пива, водки или кваса. Бутылка остается на песке. Итого - шесть миллионов бутылок минимум. Так через некоторое время вы или начисто загадите ими Волгу и Каспий, или кто-то должен за вами убирать. Вы считаете, что этот кто-то должен работать бесплатно?
И уж если вам интересно, посчитайте, сколько ваших фекалий стекает ежегодно в великую русскую реку. Вас, напоминаю, только в низовьях Волги три миллиона, и вы не находите нужным убирать за собой и не желаете платить за уборку. Ну, что ж, ешьте бесплатную рыбу, которую сами откормили таким экзотическим способом. Пока она не иссякла совсем.
Кстати, ихтиологи говорят, что еще два-три года такого хищнического истребления рыбы в пресных водоемах, как сейчас, - и в Европейской части страны ловить в дикой природе будет практически нечего. Таким образом, у того, кому сегодня не нравится платная рыбалка, завтра не будет никакой.
Хочу напомнить тем рыбакам-любителям, которые вышли на водоемы уже после советской власти: большевики запускали в озера и водохранилища судака, угря, леща, щуку и брали деньги за рыболовные путевки. Это было справедливо. Сейчас там, где рыбу не выпускают в водоемы, никто с вас денег не берет. Вы уверены, что это как раз тот вид справедливости, к которому вы стремитесь и за который готовы сражаться? Или же лучше, чтобы рыба была, даже если нужно заплатить за это какие-то деньги?
В любом случае, у вас теперь есть выбор. Хотите по-быстрому наловить осетров и сомов из рыборазводного пруда - едете на платный пруд. Хотите взять дикую чавычу на Камчатке - платите перевозчику и проводнику. Хотите окуней из соседней речки - идете пешком и ловите бесплатно. Против чего вы протестуете теперь? Против выбора? Но это же, извините, идиотизм - в буквальном смысле этого слова.
Поэтому я предлагаю оставить бессмысленные разговоры о платной рыбалке вообще. А вот если в каком-то конкретном случае бизнес или власть лишили вас выбора - ловить бесплатно или за деньги, - напишите мне на электронную почту ch@rg.ru или по почтовому адресу "Российской газеты". Обещаю вам как член общественного совета при Росрыболовстве ударить в колокола по каждому конкретному письму и довести до сведения власти и общества ваши обиды. Если они окажутся обоснованными.
Жаренную во фритюре картошку соломкой во всем мире стали называть французской с легкой руки американских солдат. После Второй мировой войны они подсмотрели этот рецепт в Европе, привезли домой и растиражировали по всему миру в своем фаст-фуде.
На самом деле картошку-фри придумали не французы, а бедные бельгийские рыбаки. Когда не было улова, они резали картофель соломкой и жарили так, как если б это была мелкая рыбешка.
Дорогие любители бесплатной рыбы! Рекомендую вам освоить этот рецепт, через некоторое время он вам понадобится. Если, конечно, к тому времени не кончится дешевая картошка.