Вслед за Словенией, в канун очередной годовщины натовских бомбардировок Сербии, российский премьер-министр Владимир Путин посетил Белград, подтвердив близкие отношения с ближайшим союзником России.
Владимира Путина в сербской столице очень любят - везде развешаны плакаты с его изображением, а местное телевидение начинает выпуски новостей с подробных известий о визите российского премьера. У палаты "Сербия", где прошли переговоры на высшем уровне, а также у местного парламента - Скупщины - главу российского правительства встречали несколько сотен людей с триколорами, баннерами и портретами.
Владимир Путин побеседовал с президентом Сербии Борисом Тадичем, а затем провел переговоры - отдельно по политическим и экономическим вопросам, уже и с участием сербского премьер-министра Мирко Цветковича. Тадич заметил, как много сходства между двумя странами: "Наши связи исторические, духовные, язык похож, даже флаг похож" и призвал "строить наши отношения на основе взаимовыгоды". Он также анонсировал подписание соглашения о стратегическом партнерстве России и Сербии через несколько месяцев, которое "расставит точки над i в отношениях" и добавил, обращаясь к Путину, что "этого не было бы без вашего личного вклада".
Итогом переговоров стали межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области туризма и о международном автомобильном сообщении, а также о сотрудничестве между "ИНТЕР РАО ЕЭС" и белградской мэрией. А также обещание рассмотреть возможность кредита на 800 млн долл на финансирование конкретных проектов на территории республики, о чем заявил Владимир Путин.
Россия - один из ведущих торговых партнеров Сербии после Германии и главный поставщик энергоносителей. "Газпром-нефть" купил 51 проц. акций "Нефтяной индустрии Сербии", и сейчас идет техническая модернизация и реконструкция нефтеперерабатывающих мощностей этой компании. Инвестиции оцениваются в полмиллиарда евро и рассчитаны до конца 2012 года.
Сербия принимает участие и в проекте "Южный поток", но в отличие от Словении, здесь соглашение о создании СП по строительству участка газопровода уже было подписано. Но проект все равно обсудили: ведь он даст Сербии 1,5 млрд евро инвестиций и 4 млрд евро выручки за счет транзита в течение 25 лет.
Список совместных экономических проектов постоянно расширяется. Так, вчера было решено, что российские компании помогут привести в порядок железнодорожные магистрали в стране.
После подписания соглашений Путин и Тадич вышли пообщаться с прессой. Тадич поблагодарил Россию за существенный вклад в поддержку сохранения территориальной целостности Сербии и за то, что она помогла во время мирового финансового кризиса многомиллионным кредитом. Он также высказался за участие местных компаний в строительстве объектов для Олимпиады в Сочи и будущего чемпионата мира, на что Путин ответил, что Россия хотела бы использовать богатый опыт сербских партнеров по строительству в сфере туризма.
Говоря о политике, сербский президент подчеркнул, что его страна хочет стать членом ЕС, но при этом никогда не будет пренебрегать дружбой с Россией. "Европейская ориентация Сербии, стремление вступить в ЕС нас не беспокоит и не тревожит, - успокоил его Путин. - Разумеется, мы будем внимательно с сербскими партнерами следить, чтобы евроинтеграция не наносила ущерб российско-сербским отношениям".
В канун бомбардировок Белграда нельзя было не вспомнить про эти трагические события. "Не думаю, что мы вправе ставить на одну доску Сербию и Ливию - это все-таки совсем разные государства", - сказал Путин, в очередной раз повторив, что обеспокоен легкостью принятия решений по применению силы в международных делах. Он напомнил, что Ливия находилась в строгой изоляции, и Россия придерживалась этих ограничений, но затем Запад сам стал активно восстанавливать отношения с Каддафи. Тут Путин перешел на немецкий: "Старая любовь не ржавеет", - сказал он, добавив, что Москва на это спокойно реагировала. Но когда "пошли многомиллиардные контракты, мы почувствовали себя чужими на этом празднике жизни и естественно, быстро восстановили отношения". И вот теперь наносятся удары по территории Ливии. "Как же можно с целью защиты мирного населения выбирать такие средства, которые приводят к увеличению жертв среди мирного населения?" - спрашивал Путин. А Тадич вспомнил тяжелый опыт 1999 года, бомбежки и попытки властей защитить мирных граждан. "Нет ни одного гражданина Сербии, который сегодня в канун этого дня не чувствовал бы себя неприятно", - с горечью признался он.
"Россия не только была, но и останется ближайшим союзником Сербии. По-другому мы даже не представляем ситуации, - заключил премьер-министр России. - Надеюсь, что Сербия тоже". Что же касается отношений Белграда и Приштины, то любые переговоры лучше, чем боевые действия, драки и споры, заключил Путин, завершая общение с прессой. Но закончить разговор с журналистами премьеру не удалось: внезапно одна из сербских журналисток задала вопрос, как российский премьер себя чувствует после того, как его сделали почетным гражданином Косово. "Понимаю политическую подоплеку этого решения, но для меня все, что вы сделаете в интересах Сербии, хорошо", - дипломатично ответил Путин.
После чего заехал в местный парламент - Народную скупщину, где встретился с ее руководством. "За последние годы мы значительно продвинулись в развитии торгово-экономических связей, но и политические не утратили, - обратился он к депутатам. - Это естественно, потому что между нашими народами веками устанавливались особые доверительные близкие отношения". Путин подчеркнул, что партии, которые не представлены в Госдуме, тоже испытывают теплые чувства к Сербии: "Это действительно национальный консенсус".
Завершив переговоры, Владимир Путин решил посмотреть Белград. "Я был здесь 10 лет назад и с удовольствием посмотрю, как выглядит город", - сказал он Тадичу. Глава российского кабмина также отправился на стадион посмотреть на молодежные футбольные соревнования между российской и сербской командами, а заодно и пообщаться с местными байкерами, с которыми ранее встречался в Крыму.