Новости

25.03.2011 00:29
Рубрика: Общество

Какие "Московские новости"?

Сумеют ли "Московские новости" в четырех новых форматах превзойти один формат Егора Яковлева?

Сразу в четырех новых форматах возрождаются "Московские новости" - легендарный бренд, газета, за которой в 1980-е годы к киоскам выстраивались длинные очереди. Может ли сегодня газета "владеть умами", об этом наш разговор с главным редактором обновленных "Московских новостей" Владимиром Гуревичем.

Российская газета: Сегодня, когда газеты так активно переводят свое содержание с бумажного носителя на электронный, должны ли они владеть умами и сердцами своих читателей или достаточно всего лишь эффективно наладить информационный обмен?

Владимир Гуревич: "Московские новости", безусловно, владели умами, но в условиях полной монополии государственной информации. В такое время, став трибуной свободной мысли, газета, конечно, очень много значила. Не будем забывать и о том, что это был переломный для страны момент. Сегодня проблема "владения умами" в таком плане уже не стоит.

Монополией на свободную мысль и информацию не обладает никто. У читателей есть огромный выбор источников информации, и не только газетных. Поэтому повторить "функцию" "Московских новостей" сегодня невозможно, и мы на это и не рассчитываем. Но, учитывая появление самых разных каналов информации, мы выпускаем новые "Московские новости". Впервые в стране газета начинает свою работу сразу в четырех форматах - это собственно бумажная версия, сайт, IPAD и мобильная версия. (Со временем у нас появятся и другие информационные "платформы".)

Хочу подчеркнуть, что ни одно издание до этого одновременно так не запускалось. Этот проект дает нам надежду на привлечение внимания разных возрастных и социальных групп читательской аудитории, в том числе и тех, кто просто не привык читать газеты. Возвратить их интерес к новостям бумажной версии практически невозможно. И "овладеть умами", кстати, тоже невозможно. Более того, при изобилии источников информации газетам все труднее соревноваться с конкурентами в скорости подачи новостей. Их легко опережают десятки других носителей информации. Газета может выиграть только за счет эксклюзивной информации. Но в каждом номере каждый день давать эксклюзив почти невозможно. Поэтому смысл современной газеты в некоей "добавленной" - за счет комментария - "стоимости". Новый смысл, дополнительный анализ, дополнительные факты к тем, что люди уже успели узнать из других источников информации.

В еженедельном или ежемесячном издании всегда можно придумать и предложить читателю много интересного, а в ежедневной газете это куда труднее. Но тем не менее такая задача перед нами стоит.

РГ: "Журналистика мысли" долгое время была нашим внутрипрофессиональным идеалом. Проигрывает ли она сейчас "журналистике факта"? Или гламурные интересы диктуют сейчас условия игры и выживания даже качественной прессе? Такое ощущение, что в рейтинге новостей беременность очередной телезвезды у нас теперь всегда будет прочно занимать первые места.

Гуревич: В последнее время действительно произошло перераспределение читательского внимания в сторону легкой, примитивной развлекательной информации. И с этим пока трудно что-то поделать. Но тем не менее я уверен, что, несмотря на это, сохраняется интерес к глубокому содержанию. Он может быть меньше, чем 20 лет назад, когда рынок и все связанные с ним новые формы жизни только становились и мы все хотели понять, нам во все хотелось вникнуть. И мы вникли. Сейчас же мы пытаемся разобраться не в основах бытия, а в текущем моменте. Но потребность "вникать" сохраняется для миллионов людей.

РГ: Хулиганская мысль: может быть, переименовать "желтые газеты" во что-то иное, чтобы резче провести демаркационную линию между "Московскими новостями" и "Экспресс-газетой"?

Гуревич: Конечно, это разные профессиональные практики. Может быть, через некоторое время мы убедимся, что для столь разных типов газет нужны разные дефиниции. Пока же обходимся старым обозначением - качественная и бульварная пресса.

Справка "РГ"

С 1930 по 1980 год газета The Moscow News издавалась на английском языке и была ориентирована на проживающих в СССР иностранцев. В 1980 году газета начала выходить на русском языке и стала одним из наиболее авторитетных отечественных изданий периода горбачевских реформ. После 1991 года тиражи газеты начали сокращаться, "Московские новости" неоднократно меняли владельцев, а с 1 января 2008 года перестали выходить. В 2008 году бренд был передан агентству РИА Новости, которое стало выпускать газету на английском и арабском языках. В 2010 году РИА Новости и издательский дом "Время" объявили о начале ребрендинга газеты "Время новостей", и с 28 марта этого года вместо нее начнет выходить ежедневная газета "Московские новости".

Общество СМИ и соцсети