Сегодня правительство рассмотрит на заседании, насколько далеко продвинулось совершенствование госуправления в 2009-2010 годах.
Как сообщил источник в Белом доме, минэкономразвития провело тщательный мониторинг оказания госуслуг для бизнеса и граждан. Выяснилось, что ситуация в этой сфере по-прежнему далеко от совершенства. Люди вынуждены простаивать в очередях за госуслугами в среднем в два раза больше времени, что это предусмотрено регламентами. Причем от этого страдает не только их личная и общественная жизнь, но и кошелек. "Денежные потери от стояния россиян в очереди за госуслугами составили за прошедший год около 2 миллиардов рублей", - привел статистику источник. Те же проблемы затрагивают и бизнес, расходы которого на получение той или иной услуги вырастают в иных случаях в разы. По экспертным оценкам, его издержки оцениваются в 2,5 миллиарда рублей в год. И самой болезненной проблемой остается строительство.
Эта картина вынуждает минэкономразвития предпринять очередной виток мер, направленный на совершенствование госуслуг и снижение административных барьеров в 2011-2013 годы. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, продолжат сокращать, само лицензирование будут переводить в электронный вид, а на отдельные сферы деятельности введут бессрочное лицензирование с одновременным усилением лицензионного контроля.
Помимо этого правительство занято подготовкой поправок, которые ужесточат наказание для чиновников, недобросовестно оказывающих услуги гражданам и бизнесу. "Поправки предлагают новый порядок досудебного обжалования действий федеральных чиновников, которые нарушили административный регламент при оказании услуг гражданину или представителю бизнеса", - пояснил источник. Ответственность нерадивым госслужащим будет грозить за требование излишних документов, навязывание дополнительных услуг, а также нарушение сроков оказания услуги.
Схема, предлагаемая поправками, будет выглядеть примерно следующим образом. Гражданин обращается с жалобами на чиновника к руководителю органа или подразделения, в котором тот работает. На рассмотрение этой жалобы отпускается 15 дней. Если жалоба вышестоящим руководителем удовлетворяется, документы направляются в Генпрокуратуру. И совершившего правонарушение чиновника ждет штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей.
Но здесь возникает естественная бюрократическая заминка: руководитель органа или подразделения может затянуть с рассмотрением жалобы. В таком случае гражданин может смело идти в суд. "Если суд признает его жалобу справедливой, то к ответственности привлекается начальник этого начальника, - пояснил источник. - И для него штраф уже значительно выше - в районе 15 тысяч рублей".
Осталось только отладить контроль за перемещением обращения по бюрократическому кругу. Но и здесь у минэкономразвития готовы предложения. А именно: создать систему контроля за прохождением жалобы, при которой гражданин или представитель бизнеса сможет подавать ее либо в электронном виде, либо по единому номеру телефона, отслеживая ее движение в режиме онлайн.
Размер же штрафа для затянувшего с жалобой чиновника не будет зависеть от того, обратился ли к нему представитель бизнеса или рядовой гражданин. В настоящее время соответствующие поправки в законодательство находятся на рассмотрении кабинета министров.
Правительство также не удовлетворено нормативными актами, которые издают российские министерства и ведомства. По словам источника, более 50 процентов таких документов таят в себе угрозу создания новых административных барьеров для бизнеса и граждан. Одним из инструментов, который позволил бы поставить блок на административные препоны для бизнеса, мог бы стать институт оценки регулирующего воздействия. Необходимо, чтобы более активную роль в этой оценке принимали и сами министерства, выпускающие нормативные акты.