В ближайшее время столичный пассажирский наземный транспорт будет оснащен российской спутниковой навигационной системой - ГЛОНАСС. Между тем в Подмосковье навигационные системы установили еще в 2007 году. Из 8385 единиц пассажирского транспорта навигацией оборудованы 5550. Почти все они используют американские системы GPS.
По словам заместителя министра транспорта Подмосковья Олега Бегмы, в области вопрос о навигации начали решать еще до активного внедрения ГЛОНАССа, поэтому выбирать было не из чего. И частные компании, и ГУП "Мострансавто" ставили навигаторы за свои деньги и по собственной инициативе. Установка и три года обслуживания оборудования обошлись "Мострансавто" в 350 миллионов рублей. В парке компании около шести тысяч автобусов, но навигаторы установлены пока не на все. "Есть организации, которые пекутся о качестве и эффективности своей работы, - поясняет Бегма. - Без навигационных систем руководство слепо и не знает, как работают водители. Часто случается, что водитель должен поехать по одному маршруту, а он едет "левачить" на автовокзал или обедать к теще. Затем возвращается и говорит, что сломался. И это никак не проверить. Многие организации поняли, что для принятия тех или иных управленческих решений им проще с помощью навигаторов получать информацию в ту же секунду, чем гадать, поехал он туда или не поехал, сливает он топливо по дороге или не сливает".
Оставшийся в Московской области пассажирский транспорт оснастят системами навигации в ближайшее время. Какими именно - ответ очевиден. А пока вопрос, как поступить с уже установленными GPS-навигаторами, остается открытым.
"Все понимают, что нецелесообразно уже созданное заменить на нечто похожее. Хотя, может быть, придется это сделать. С 1 июля 2011 года лицензию на перевозку пассажиров невозможно будет получить без навигационного оборудования. На водителей или руководителей организаций, не выполняющих данные распоряжения, будут накладываться штрафы. Эти меры уже конкретно направлены на поддержку системы ГЛОНАСС и ее внедрение", - говорит Бегма.
Тем не менее одни и те же задачи можно решать как с помощью ГЛОНАССа, так и с помощью GPS. Например, определение собственных координат и местоположения, а также следование проложенному курсу. Или контроль со стороны диспетчерских центров за транспортными средствами, которыми данный диспетчерский центр управляет. Без навигационных систем это сделать практически невозможно. Раньше на конечных точках маршрута находился диспетчер с телефоном, который, видя приезжающий автобус, ставил отметки, что этот автобус прибыл. Затем сообщал в диспетчерский центр, а там каким-то образом корректировали движение транспортных средств, чтобы соблюсти расписание, интервал между пассажирскими автобусами. Это воздействие было весьма опосредовано. Как двигалось транспортное средство между начальной точкой маршрута и конечной, никто не знает. А с помощью навигационной системы всегда можно узнать, где находится автобус, как он движется, не нарушает ли он правила дорожного движения.
Владимир Власов,
заведующий кафедрой "Транспортной телематики" Московского автомобильно-дорожного института:
- Это не значит, что GPS-оборудование, которое уже установлено на автобусы "Мострансавто", надо срочно изъять. Оно может спокойно доработать свой срок. В Москве ведь тоже есть порядка 700 автобусов, которые ходят под навигацией GPS. Эти навигаторы сейчас списываются, потому что отработали свои 7 лет и заменить их самое время, но только уже на ГЛОНАСС или совмещенную версию ГЛОНАСС/GPS. На автобусах Подмосковья устаревшую технику также надо планово заменить, только уже на более прогрессивную. Это нормальный рабочий процесс.