Начальник Генштаба Николай Макаров не исключает, что вслед за ракетными ударами по Ливии в страну могут войти сухопутные войска коалиции.
- Если стоит цель - свергнуть режим Каддафи, то, наверное, без наземной фазы не обойтись, - заявил генерал. Но при всех геополитических интересах России в Средиземноморье наших военных сегодня куда больше занимают собственные проблемы. Одна из них - кем комплектовать обновленную армию. Даже после ее сокращения до миллиона штыков пополнять солдатский строй с каждым годом все труднее. Демографическая яма, образовавшаяся в стране в конце прошлого века, аукнулась дефицитом призывников. Николай Макаров признался, что 270 тысяч парней, которых планируется отправить в войска нынешней весной-летом, это - максимум, что реально собрать по всей России.
Отчасти решить проблему должны солдаты-профи. Президент дал "добро" на увеличение их численности до 425 тысяч человек. Однако загонять в контракт прослуживших полгода призывников, как это уже бывало в нашей истории, генералы категорически не согласны. Макаров напомнил, какие громадные расходы несло государство от такой практики. Бойца содержали как профессионала, ежемесячно платили ему по 7-13 тысяч рублей, но по истечении первого контракта он, как правило, уходил на гражданку. Снова наступать на эти грабли в минобороны не хотят. С будущего года солдаты-профи будут получать около 25 тысяч рублей в месяц. Военные надеются, что за такими деньгами народ потянется в армию, и у командиров наконец-то появится реальная возможность отбирать подчиненных.
- Нам нужны не все подряд, а подготовленные и интеллектуально развитые люди, которые действительно могут освоить поступающие в войска сложные образцы вооружений и военной техники, - заявил Николай Макаров.
В военных профи сегодня особенно нуждаются новые армейские структуры. Например, силы воздушно-космической обороны. Николай Макаров расставил точки над "i" в давнем споре об их принадлежности Космическим войскам или ВВС.
- Космические войска - это только один элемент со всеми составляющими этой воздушно-космической обороны, - объяснил генерал. - Она создается при Генеральном штабе, под руководством Генерального штаба и управлять ею будет Генеральный штаб.
Что и как делать, подскажет уже разработанная до 2020 года концепция ВКО.
- В этом важнейшем для государства вопросе мы не имеем права ошибиться, - заявил Макаров. - Воздушно-космическая оборона должна быть многослойной по высотам, дальности и интегрировать все силы и средства, которые есть. А сейчас их очень мало. Мы рассчитываем на выпуск продукции, начиная буквально со следующего года.
Какую именно продукцию ждут в войсках, начальник Генштаба не уточнил. Однако можно предположить, что речь в первую очередь идет о современных средствах контроля за воздушным и космическим пространством, а также - о новых системах ПВО типа С-400 и противоракетных установках.
Макаров уточнил, что создавать силы воздушно-космической обороны путем изъятия каких-то вооружений и техники из военных округов не планируется.