"Архнадзор" хочет стать законодателем городской моды

Гражданское общество, которое едва восходит в нашей стране, полномасштабно развернуло свои штандарты и обрело право законодательного вето, кажется, на единственном фронте - охраны архитектурно-исторических ценностей.

"Архнадзор" - услышав это слово, чувствительный к русскому языку человек, скорее всего, ужаснется его средневековой забудробильности. Между тем - эта общественная организация, возглавляемая интеллектуалами, журналистами Рустамом Рахматуллиным и Константином Михайловым, выступает от имени гражданского общества и признается защитницей нашего многострадального города от чудовищного вандализма последних лет. "Архнадзор", возникший в 2009 году, неожиданно обрел силу, позволившую ему остановить уже несколько лет ведущуюся реконструкцию театра "Геликон-Опера" на Никитской улице. Жизнь этой московской усадьбы, никогда не подозревавшей о своем архитектурном величии, чей двор в 70-80-е годы служил то сортиром, то трактиром, наконец, превратившейся в прекрасный оперный театр, известный во всем мире, а в середине нулевых вставшей, наконец, на реконструкцию, стала предметом их особо пристального внимания.

Не предлагая никакой новой концепции взаимоотношений мегаполиса ХХI века с его историческим прошлым, зациклившись на нескольких "объектах", давно разрушенных от времени, "Архнадзор" все больше начинает исполнять полицейскую функцию. Когда г-н Рахматуллин слышит "дух" города и разговаривает с тенями прошлого на территории своих исторических исследований - это превосходно. Но когда эти "тени", проходя по историко-охранной зоне, начинают претендовать на ее стены, на "виды из окна", на "гений места" и "воздух родины", подступает чувство головокружительной тошноты - ведь именно из такого рода мистики и риторики родились все самые неприятные "общественные движения" ХХ века. Воевавшие с вопиющим беспамятством в историческом центре Москвы, деятели "Архнадзора" одержимы сегодня противоположной манией - сделать исторический центр города удобным для его "теней" и неприспособленным для жителей - театралов и пенсионеров, инвалидов и детей, студентов и клерков, покупательниц и продавцов.

Совсем недавно департамент культурного наследия Москвы, повторяя гротескно-комическую логику "Архнадзора", запретил производить какие-либо строительные работы в маленьком зале La Stalla - последнем прибежище сгоревшего в 2004 году Театра "Около" Юрия Погребничко. Изменять его облик нельзя, говорят они, там, около той самой конюшни, где теперь ютится театр, проходил Грибоедов. Так обнаружился "вновь выявленный объект культурного наследия", очередная "мертвая душа" нашей бурно ожившей исторической памяти.

Тени, заполонившие город в сознании "Архнадзора", требуют новых и новых жертв. Мифология выстраивается упырская. Сначала прошлое выдавливалось из новых городских конгломератов и монстров, вырастающих на месте старой Москвы. Но вот ветер переменился, и героическая, интеллектуально оснащенная общественная организация стала сама превращаться в "зомби" - втягивать живой город в музейную оболочку, где царствуют тени и духи прошлого. Их демократическая риторика все больше становится похожа на репрессивную. Добиваясь остановки строительства "Геликон-Оперы" на месте ординарной городской усадьбы, или депозитария Музеев Кремля, "Архнадзор" навязывает обществу новое мракобесие. Толком не научившись "вчитывать" прошлое в новые ментальные и городские ландшафты, оно - общество - уже готовится стать палачом развивающейся культуры. Блистательный, всемирно признанный театр, давно ютившийся в полуразвалившейся "усадьбе" на ул. Герцена, ныне Большой Никитской, должен, по их мнению, быть выдворен на задворки Москвы.

Прошлое начинает поедать будущее. И никто из очарованных "архнадзоровской" деятельностью пока не видит этого очевидного обстоятельства. Но когда увидит - станет поздно.