28.03.2011 23:20
    Поделиться

    Александр Ермоленко: Почему проекты ГЧП идут так трудно

    Власти не спешат поддерживать инициативы бизнеса

    Почему проекты ГЧП идут так трудно? Как практикующий юрист хотел бы поделиться своими наблюдениями.

    Строится платная дорога, дублер одной из наиболее загруженных московских трасс. Строится в рамках концессионного соглашения. Суть проекта в том, что компания-концессионер привлекает финансирование, организует строительство, принимает у подрядчиков работы и передает дорогу как готовый объект в собственность государства. Государство со своей стороны предоставляет под строительство земельные участки, частично осуществляет финансирование, принимает дорогу и передает ее компании-концессионеру в пользование на длительный срок. Казалось бы, все стороны - и федеральные ведомства, и город, и область, и оператор проекта-предприниматель - заинтересованы в том, чтобы дорогу быстрее пустить, начав взимать плату за проезд и доставив удобство людям.

    На деле все не так просто. Очень скоро выясняется, что процесс организации строительства упирается в проблемы, связанные с формированием и выделением земельных участков под строительство (для передачи участки нужно правильно отразить в кадастре, а это заранее не сделано; взаимодействие двух субъектов РФ - Москвы и области - идет со скрипом, поскольку чиновники у них разные и интересы, как ни странно, - тоже). Возникают неувязки с экологическим законодательством (для дорожного полотна надо рубить лес, местные жители и власти этого не хотят, но чиновники уже согласовали трассу). Не решаются проблемы бюджетного финансирования, его проще не привлекать вовсе, если мы реально хотим что-то построить.

    Активность проявляет только предприниматель, ведомства сохраняют полное спокойствие и неспешность, но строго надзирают: проект согласовывается в инстанциях несколько лет и запускается в один момент, но не когда все готово, а по указанию высокого начальства. При этом недостатки оформления становятся проблемами компании-оператора. Еще раз обратим внимание: прибыль предполагается только через 7-10 лет после начала эксплуатации дороги, и не факт, что она будет.

    В известной мере такое поведение государства в проектах ГЧП связано с плохими законами. Сейчас проекты ГЧП пытаются реализовать в нескольких форматах: в границах общего законодательства, не подразумевающего, к сожалению, стыковку публичных и частных интересов (Бюджетного, Налогового и Гражданского кодексов); в рамках специальных, эксклюзивных законодательных актов, на грани экстерриториальности (государственные корпорации); в рамках сырых и далеко не полных пока законов, написанных специально для ГЧП.

    Другой пример. Крупный бизнесмен окрылен давней мечтой создать детский дом для одаренных детей-сирот. Покупает землю, строит коттеджи, копает бассейны, разбивает парки. Нет только самих детей.

    Договориться с чиновниками сложнее, чем что-то построить. При этом чиновники, протестуя, абсолютно правы: в каком правовом формате частному лицу на воспитание фактически могут быть переданы дети, находящиеся на попечении государства? Нет такого закона. Можно построить и отдать это все государству, но тогда это будет государственный детский дом, а задумывалось ведь не так. Кроме того, есть целый ряд норм, которые просто невозможно соблюсти. Например, в детском доме должен быть медпункт, и в нем обязательно должен быть зубоврачебный кабинет. Таких мелочей в проекте - масса, в каждом случае предприниматель вынужден или мириться с этим абсурдом, или нарушать закон.

    Впрочем, чиновники все уже поняли про ГЧП и ничуть не стесняются, когда от них требуют выдать на-гора очередную "инициативу". Нужно, допустим, построить в районном центре ледовый дворец. У местной власти денег на это нет, но спорт надо развивать, страна готовится к Олимпиаде. Искать инвесторов, договариваться, контролировать - зачем? Есть другая, отработанная технология: находим в районе крупную компанию, убедительно просим быстро и качественно построить дворец и передать его муниципалитету в дар. Предприниматель как социально ответственный и не желающий осложнять себе жизнь, сам все находит, договаривается, строит, контролирует. Чиновник - рапортует, детям - каток, социально ответственному бизнесу - спасибо.

    Александр Ермоленко, руководитель корпоративной практики "ФБК - Право", к.ю.н.

    Стадии готовности проектов с использованием механизмов ГЧП в ЦФО

    Поделиться