Сегодня в Москве открывается Первый Всероссийский съезд учителей истории и обществознания.
На нем будут представлены все российские регионы, большинство делегаций состоит из учителей, методистов, директоров школ. Всего 400 человек, которые рассказывают о прошлом будущему России. Как и по каким учебникам они это делают? Об этом мы говорим с директором Института всеобщей истории РАН и председателем Всероссийской общественной организации "Ассоциация учителей истории и обществознания", академиком Александром Чубарьяном.
Российская газета: Ожидалось, что на этом съезде будет обсуждаться скандальная идея вернуться к единому учебнику истории для школьников. Как вы относитесь к тому, чтобы избавить учителей от необходимости выбирать среди огромного количества существующих сейчас пособий?
Александр Чубарьян: Но сами учителя против этого. Да, у педагогов сейчас есть трудности с выбором источников информации. На них обрушивается целый вал информационных сигналов и оценок исторических событий из учебников и средств массовой информации. Однако возврата к единомыслию прошлого быть не может. Никто не имеет монополии на истину. Пусть учебники будут разными по содержанию, по стилю и направлению, но должен быть общий дух трактовок базовых ценностей нашего общества. Например, учебник истории должен способствовать консолидации народа, воспитанию терпимости, уважения к чужому мнению, должен учить противодействию расизму и ксенофобии.
Нужно договориться и об общих оценках главных событий в истории России. К примеру, все же не следует подвергать сомнению вклад СССР в победу во Второй мировой войне.
РГ: Вряд ли удастся сейчас договориться о том, как оценивать, скажем, "лихие 90-е". У кого-то они рождают ассоциации с засильем бандитских "бригад", а кто-то уверен: тогда россияне приватизировали свободное сознание.
Чубарьян: В мировой истории не принято включать в учебники последние 20 лет. Если этот период и описывается, то только как череда событий, без оценок.
РГ: "Россия в мире" - предмет, предложенный новым стандартом. Что это такое? Судя по названию - смесь истории, географии и экономики?
Чубарьян: Я предлагаю назвать предмет по-другому: "История: Россия в мире", и тогда все станет понятно. Это история взаимоотношений России с остальным миром, причем речь в нем пойдет не о последовательном изложении всех событий, а о важнейших аспектах истории нашей страны в мировом контексте.
РГ: Сейчас многие цитируют президента Медведева, который считает, что "учебники истории должны давать целостную картину мира". Как вы это понимаете?
Чубарьян: Напомню, что Россия - единственная страна в мире, где история изучается в полном объеме: и отечественная, и мировая. Это наше огромное преимущество. И его нельзя терять. На целостную картину мира как раз и работает новый курс "История: Россия в мире". В старших классах на уроках будут делать акценты на главные мировые проблемы в сравнении с внутренней историей России. Например, "Модернизация в России и мире", "Гражданское общество в России и мире", "Реформы и революция в России и других странах", "Просвещение в России и других странах". Историю, как предмет, нужно модифицировать. Я давно выступаю против концентрической системы изучения прошлого, когда до девятого класса изучается вся история, а потом она же повторяется снова. Это нерационально. После того как в средней школе дети освоят основные факты и события, на более высоком уровне им будет предложено анализировать и сравнивать. К тому же авторы ныне существующих учебников для девятого класса пишут практически то же и для 11-го: меняют немного акценты и усложняют текст.
РГ: На съезде заявлена тема "историк и компьютер". Не стоит ли подумать о создании реестра достоверных интернет-источников, ведь в Сети выложено много всякого, начиная с архивных документов и заканчивая альтернативными фантазиями на тему исторических сюжетов.
Чубарьян: Дети действительно большую часть информации сейчас получают из Интернета. Им нужно объяснять, как ее совмещать с другими, более традиционными источниками. Мы собираемся создать портал по истории для средней школы. Исторические документы, с которыми школьники почти не сталкиваются в учебниках, там будут присутствовать в изобилии.
РГ: В прошлом году на Первом съезде учителей и работников системы образования государств - участников СНГ Белоруссией было внесено предложение создать единый учебник истории стран СНГ. Это осуществимо?
Чубарьян: Речь может идти только о том периоде, когда у нас была общая история. Дискуссия, которую российские ученые ведут с директорами институтов истории стран СНГ, показывает, что создать такой учебник - задача очень сложная. С моей точки зрения, нужно писать пособия по отдельным проблемам - так проще договориться. Скажем, бывшие союзные республики в Великой Отечественной войне. Или экономическое положение независимых государств, когда они находились в составе Российской империи и СССР. Да, есть такие темы, которые по-разному оцениваются историками наших стран. Их нужно раскрывать совместными усилиями и очень осторожно. Мы недавно приступили к такой работе - начали писать первое российско-украинское пособие для учителей истории.
РГ: Нынешний съезд - первая профессиональная встреча историков со всей России. В чем была его необходимость, в чем вы видите его задачи?
Чубарьян: История сейчас не только поле профессионального интереса, но и сфера острых общественных и политических дискуссий. Поэтому нам очень важно установить обратную связь, получить мнения учительского сообщества относительно состояния преподавания истории в современной школе.