Новости

31.03.2011 00:04
Рубрика: Культура

Вне конкурса

"Микробус и Бактериус" в "Кукольном формате" на "Золотой маске"

Вы приходите в театр, но вместо встречи с прекрасным вас ожидают люди в белых халатах.

Они внимательно вас разглядывают и совсем не формально интересуются, сколько раз в день вы моете руки. Предлагают нуждающимся влажные салфетки, заводят разговоры на всякие разные медицинские темы... Нет-нет, вы не ошиблись дверью - вы действительно попали туда, куда и хотели. Просто вы стали частью "Кукольного формата" - театра, в котором не способны делать обычные постановки даже на самые заурядные темы.

...Предполагать, какие фестивальные спектакли будут названы лучшими, - занятие бесперспективное. Но я точно знаю, на каких показах "Золотой маски" собирается самая благодарная и ответственная публика. И констатировать это можно уже сейчас, и причем совершенно безошибочно. На детских. Кукольных. Пусть даже внеконкурсных - ведь здесь никакие премиальные маски не котируются, если нет отклика зала, и ни одно даже самое аргументированное признание жюри не считается, если не срабатывает главный критерий: интересно - не интересно.

На спектаклях молодого санкт-петербургского театра "Кукольный формат", уже получавшего "Золотые маски" на прошлых фестивалях, интересно всегда. Причем нравится все происходящее на сцене, как наблюдается, и самым маленьким, и самым стареньким. Потому что создателям этого театра - режиссеру, автору кукол и художнице Анне Викторовой и директору и учредителю Елизавете Богословской - счастливо удалось выпасть из ежедневной спешки большого мегаполиса и найти уникальную кукольную форму. А затем наполнить ее таким неигрушечным содержанием, что к походу на их представления все - от мала до велика - стали готовиться как к одному из самых значительных детских культурных событий года. Видели бы вы умопомрачительные банты и золотые туфельки самых маленьких зрительниц "Кукольного формата"! Слышали бы вы, с каким сочувствием (с выражением этого сочувствия, и весьма громко и отчетливо прямо по ходу действия) относятся к главному герою маленькие зрители, готовые даже пожертвовать своими любимыми машинками и самолетиками, лишь бы успокоить испуганного кукольного малыша...

А бояться было чего. Страшно наглые и ужасно беспардонные Бактерикус, Микробус, Насморкус-Простудус и другие всевозможные болячки избирают себе местом жительства рот, нос, уши и руки мальчика Сережи, сладкоежки и грязнули, для которого лишний поход к умывальнику - нечеловеческий подвиг Геракла. Среда для их размножения в его бедной маленькой голове создается настолько благодатная, что опасные для здоровья чудища не просто там себя превосходно чувствуют - постоянно распевают песни советских композиторов и устраивают целые празднества. До тех пор, пока по другую сторону баррикад не становятся Гребешок, Зубная щетка, Носовой платок и Мыло. Как первоисточники истории указываются сказки норвежского писателя Турбьерна Эгнера "Кариус и Бактус", где два тролля живут во рту ребенка и портят ему зубы, и "Мойдодыр" Корнея Чуковского. "Кукольный формат" сочиняет на их основе свою собственную музыкальную поэму - столь же забавную, сколь и поучительную. И навряд ли после нее родителям придется повторять правила гигиены со своим чадам - воспитательная ценность представления несомненна. Как и обязуются авторы спектакля, малыши стараются мыть руки и чистить зубы впредь без особых напоминаний.

Культура Театр Фестиваль "Золотая маска"