Валерий Кичин: Новый проект Рен ТВ вызывает чувство, близкое к отвращению

Удивительный эффект производит "Идеальное интервью" на Рен ТВ. От первоначального восторга до в конечном итоге чувства, близкого к отвращению.

Когда Дмитрия Нагиева как бы от имени Австралийского русского телевидения пригласили для интервью в роскошный номер дорогого московского отеля, и нелепый молодой человек стал задавать ему нелепые вопросы, а он подозрительно щурился, пытаясь понять, не розыгрыш ли это, - было забавно. И когда явно купился Никита Джигурда, распушил хвост и стал демонстрировать "австралийскому телевидению" раскованность мачо, - было занятно, потому что сочувствия он не заслуживал.

Когда разыгрывали Романа Виктюка, прием тут же разбился об его артистизм, его умение быть собой в любых обстоятельствах, относиться к собеседнику доброжелательно и терпеливо. От него легко отскакивали любые подвохи, он их парировал с достоинством человека, привыкшего уважать партнера. Он честно пытался понять смурного парня, что сидел напротив, - исходил из презумпции невиновности. И даже неплохо разыгранный прикол перед ним казался глупым и мелким. Восхищение невозмутимостью ведущего сменилось чувством неловкости за него, за ситуацию и за себя, в нее вовлеченного.

Здесь, уже на третьей передаче цикла, начался кризис изобретенной авторами формы. Дальше стало просто скучно. Мы уже все узнали про изменившую "австралийцу" жену, про его комплексы и про его бриллиантового родственника Шварца. Прием быстро стал себя исчерпывать.

Полным провалом стала передача с Михаилом Горевым. Смотреть ее было почти мучительно: серьезный человек честно пытался понять, что происходит и чего хочет от него этот идиот напротив. С проницательностью педагога он понимал, что такого в реальности не бывает, интуитивно чувствовал наигрыш и актерский пережим, но он пришел давать интервью и, как профессионал, терпел до конца. Терпел, когда "телеведущий" стал читать из "Гамлета", откровенно сказал, что актером тому не быть, отвечал на запредельные глупости, пытаясь выудить из них какой-нибудь смысл.

Разыграть его не удалось. Разыграть нас и не планировалось: предполагалось, что мы вместе с авторами передачи будем смеяться над невинной подставой. Но смеяться было не над чем: мы просто смотрели, как один человек дурачит другого, сам не зная, зачем. Передача закончилась неловкой паузой, ее участникам явно стыдно было смотреть друг другу в глаза.

Все это стало походить на один и тот же нехитрый анекдот, которым нас потчуют каждую пятницу в полпервого ночи. Как сказала Раневская, анекдот, повторенный дважды, уже не смешон и становится пошлостью. Это и произошло с "Идеальным интервью".

Есть популярная на Западе программа, где разыгрывают случайных прохожих, смотрят их реакцию, а потом трюк разоблачают, и самым веселым моментом здесь оказывается именно разоблачение трюка и то, как люди с облегчением хохочут над своим, скажем, испугом.

В создании Рен ТВ момента разоблачения нет. Виктюк, Горевой, Нагиев так и ушли, не оценив "красоту игры" и недоумевая, зачем их позвали в шикарный отельный номер. Это неясно теперь всем, начиная от зрителей и заканчивая самими ведущими.

Передача мгновенно себя исчерпала, потому что в ней есть серьезный этический изъян. Она могла какое-то время вызывать восторг героическим умением молодых актеров-прикольщиков, явно одаренных Григория Кулагина и Вячеслава Верещаки в ответ на реакцию изумленного гостя оставаться трагически серьезными. Но к этому привыкаешь быстро. Остается досада от того, что на твоих глазах одним и тем же приемом дурачат человека. Человеку неловко, как при беседе с душевнобольным. Еще большую неловкость испытываешь ты, зритель программы, потому что ты здесь - как бы соучастник глупости. Это для тебя перед человеком бросили на пол арбузную корку, это тебя хотят повеселить тем, как он поскользнется и грохнется. Джигурда грохнулся, было много шума. Пескову, кажется, корка даже понравилась. Виктюк мягко улыбнулся шалунам. Горевой просто обошел арбузную корку, с недоумением посмотрев на того, кто ее кинул.

Это продукт разового употребления: весь цикл снят до того, как первый выпуск вышел в эфир. Впереди обещают Тину Канделаки и Геннадия Зюганова.