До военной операции коалиции против Каддафи граждане Ливии, согласно статистике, жили гораздо лучше своих соседей по Северной Африке.
Были у них и солидные социальные гарантии. К примеру, зарплата ливийской медсестры составляла 1000 долларов, пособие по безработице - 730 долларов. А с учетом бесплатного образования и медицины, беспроцентных кредитов на покупку машин и жилья (подробнее см. таблицу) Джамахирия вроде бы вообще была похожа на рай.
Свое мнение о том, почему в Ливии все же случилась революция, "РГ" высказали президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский и глава Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Александр Филоник.
В Ливии действительно сохранилась мощная господдержка населения, соглашается Филоник. Но, замечает Сатановский, революции возникают не там, где бедность, а там, где есть недовольные: "Основная причина восстания в Ливии - межплеменные разногласия, которые усугублялись с момента получения независимости в 1951 году". Два года назад в Бенгази тоже было восстание, и силы Каддафи его жестко подавили. Но тогда регион еще не лихорадило, и потому, считает Сатановский, Запад тогда не стал карать Каддафи за жестокость по отношению к своему народу.
Если сравнивать Ливию при короле Идрисе I с временами правления Каддафи, можно сделать вывод: страна значительно окрепла, улучшились условия жизни. До свержения короля в 1969 году вообще речи не было о каких-то соцгарантиях. Сегодня нефтяная составляющая экспортных доходов Ливии достигает 95%, а добывать нефть здесь научились лишь в 1970 году.
Сатановский и Филоник уверены: после разрешения конфликта простым гражданам в Ливии жить станет хуже.
Во-первых, гигантские средства потребуются на восстановление инфраструктуры, разрушенной в результате гражданской войны и бомбежек. Кроме того, уровень безработицы, который при Каддафи достигал 30%, только увеличится.
Во-вторых, все соцгарантии населению предоставлялись правительством Каддафи. Оппозиция же после победы вряд ли поставит восстановление льгот в список первоочередных задач.
"Программа Национального переходного совета неизвестна, главное для них - получить власть", - считает Филоник.
"Оппозиция явно пока не понимает, что она будет дальше делать, - соглашается Сатановский. - Единственное, в чем они уверены, так это в том, что новое правительство будет поставлять нефть Западу".