Вчера стало известно, что в министерство здравоохранения и социального развития пришли с проверкой следователи СК РФ. В министерстве к информации о действиях Следственного комитета относятся спокойно, так как убеждены, что нарушения закона не было.
Кого конкретно проверяют, корреспонденту "РГ" в СК РФ не сказали, но заявили, что проверка идет по уголовному делу, возбужденному по редкой статье -
178 УК РФ "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции".
По этому делу следователи проверяют обоснованность расходования бюджетных денег и чистоту проведения аукционов по закупке лекарств в 2008-2009 годах. В конце прошлого года Генпрокуратура заподозрила, что нарушен закон во время проведения тендеров на закупку лекарств. Подозрение вызвало то, что к аукционам был допущен ограниченный круг компаний. Насторожили прокуроров и высокие цены, установленные при закупках.
Всего за те годы, которыми интересовались прокуроры, было заключено 164 госконтракта на сумму 66,3 миллиарда рублей. Из них 127 контрактов - на сумму 61 миллиард рублей. И все эти суммы касались лишь шести поставщиков. Бюджету, по подсчетам следователей, был причинен ущерб на сумму около 3,4 миллиарда рублей. Ход расследования контролирует Генпрокуратура.
В свою очередь в минздравсоцразвития "РГ" сообщили, что специфика проведения закупок лекарств по программе "семь нозологий" серьезно отличается от обычных лекарственных аукционов. Во-первых, речь идет о так называемых "дорогостоящих" заболеваниях - лекарственная терапия одного больного может обходиться в десятки и даже сотни тысяч рублей, потому что лекарства для этой группы болезней очень дороги. Во-вторых, до недавнего времени практически все препараты по этой программе закупались за рубежом, поскольку отечественных аналогов просто не производилось. В-третьих, абсолютное большинство закупаемых лекарств относится к разряду инновационных, с неистекшим сроком патентной защиты, то есть производятся одной компанией, которая разрабатывала данное лекарство или приобрела на него права. Соответственно, и участвовать в аукционе в таком случае может крайне ограниченное число компаний, заключивших с производителем договоры по дистрибуции. А иногда - просто единственная компания.
"Мы не располагаем информацией о необоснованном расходовании 3,4 миллиарда рублей, - заявили вчера "РГ" в министерстве. - Все начальные цены аукционов были ниже зарегистрированных цен, министерство тщательно за этим следило. Даже в 2008 году в условиях кризиса и ослабления курса рубля начальные цены аукционов были ниже, чем в предыдущем году. Все контракты были заключены в соответствии с существующим законодательством. А необходимые расчеты и обоснования были представлены в Генпрокуратуру".