Судьи получили жесткий запрет на дорогие награды и презенты

Судьи страны получили сверху четкие указания - какие подарки и награды должны в обязательном порядке вызывать у них подозрения.

Президиум Совета судей РФ (по сути - вершина судейского "профсоюза") дал подробные рекомендации, в каких случаях человеку в мантии надо быть настороже.

Награды и подарки - это хорошо, но они не должны запятнать вашу честь.

Вряд ли надо напоминать, что судья - человек с особым статусом. Он должен держать дистанцию со всеми, кого так или иначе может встретить в зале суда, пусть не сегодня, так завтра.

Между тем угрозу независимости несет не только пресловутое телефонное право. Подарки, награды тоже могут поставить судью в крайне неудобное положение. Они ведь - будем честны - редко даются просто так, за красивые глаза. Особенно - судье. Тем важнее рекомендации Совета судей. Например, как быть, если судья на спортивных соревнованиях выиграл золотой кубок, инкрустированный бриллиантами?

Теоретически, судья вправе принимать награды за спортивные, или, скажем, творческие достижения. Но часто ли на спортивных состязаниях вручают столь дорогие призы? Если, конечно, это не Олимпиада.

В общем, здесь есть о чем задуматься. Совет судей специально оговорил, что в подобных случаях, когда награда имеет ювелирную ценность, человек в мантии обязан спросить разрешение: можно ли принять столь ценный приз.

Другой вариант, общественный фонд, организованный некой компанией "Прохиндей и сыновья", вручил судье золотое (в самом прямом смысле) перо за томик стихов. Никто не спорит: стихи, может, действительно того стоят. Но все равно это выглядит подозрительно. Поэтому, как указано в документе Совета судей, подобные случаи попадают под статью Гражданского кодекса с недвусмысленным названием - "Запрещение дарения".

Кстати, законы строги не только к судьям, но и чиновникам. Сегодня практически все ведомства разрабатывают собственные кодексы этики, в которых оговариваются в том числе и подарочные случаи. Главное правило: ни одно официальное лицо не вправе принимать дар дороже 3 тысяч рублей.

Такие правила введены пару лет назад - в первом президентском пакете антикоррупционных законов. Теперь в ведомствах налажен учет дорогих подарков. Некоторые дары вручаются на официальных мероприятиях, и отказываться от них нельзя. Это будет как-то не по протоколу. Но оставлять себе роскошные подарки нельзя. Их сдают в соответствующие отделы. Так что "музеи "Поля чудес" есть практически в каждом важном учреждении. В судах действует примерно такой же порядок. Особые ограничения оговаривает закон о статусе судей, Кодекс судейской этики. Но и Гражданский кодекс - в подарочной части - также касается людей в мантиях.

Для некоторых наград разрешения не требуется. Как пояснил Совет судей, можно смело принимать наградной знак "За служение правосудию", премии "Юрист года", "Фемида" и другие награды и звания, являющиеся знаковым признанием заслуг судьи перед юридической общественностью.

Не требуется разрешение квалификационной коллегии судей и для принятия юбилейных медалей России, наград, учреждаемых федеральными ведомствами, а также региональными властями. Зато если какую-либо свою медаль или знак вручают судье коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческие организации, в том числе религиозные объединения, различные потребительские кооперативы, учреждения, фонды, здесь судья должен трижды подумать. И обязательно посоветоваться с коллегами.

Для принятия почетных и специальных званий, наград, иных знаков отличия указанных организаций следует получить разрешение соответствующей квалификационной коллегии, говорится в документе Совета судей.

Кроме того, судье лучше воздержаться от принятия наград, имеющих сходство с государственными, но не являющихся таковыми. Сегодня многие организации пытаются учреждать медальки или ордена, похожие на известные государственные награды. И все же - это не то же самое. А изготовление подобных знаков влечет административную ответственность.

прямая речь

- Я принимаю подарки только от близких людей, - заявила корреспонденту "РГ" председатель Московского городского суда Ольга Егорова. - Под Новый год ко мне в приемную несут коробки, и мой помощник вскрывает их. Если там находится скромный сувенир, то с удовольствием приму, а если что-то дорогостоящее, то выпровожу в три секунды. Нам часто дарят сувенирную продукцию: сервизы с символикой, подарочные издания книг с логотипами, различные статуэтки. Презенты такого рода я передаю в музей Московского городского суда, где они становятся украшением витрин.