Для того чтобы выпустить на рынок инновационный продукт, изобретателям не хватает не столько начального капитала, сколько умения просчитывать расходы, налаживать отношения с инвесторами, позиционировать и рекламировать свое изобретение.
- Дело в том, что те, кто может создавать нечто новое, и те, кто способен заниматься коммерческой деятельностью, - люди совершенно разных типов, - считает глава департамента малого и среднего бизнеса Свердловской области Максим Годовых.
По его словам, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо иметь определенный багаж знаний в области управления предприятием, продаж, маркетинга, обладать необходимыми личностными навыками, стратегическим образом мышления, умением принимать на себя риски. Но именно этих важных качеств как раз зачастую и не хватает инноваторам.
Поэтому в прошлом году по инициативе регионального министерства экономики и труда в Свердловской области появился инновационный центр малого и среднего предпринимательства. Это своего рода бизнес-инкубатор для разработчиков. В нем они могут пройти бесплатное обучение основам коммерции и по окончании курса сформировать собственный бизнес-проект. Одновременно с этим - проконсультироваться со специалистами о том, как его улучшить и в каком направлении двигаться.
Кроме того, начинающим помогают получить бюджетную поддержку на претворение своих идей в жизнь. Это гранты до 500 тысяч рублей, льготные кредиты (по ставке рефинансирования ЦБ) до 5 миллионов рублей, частичная компенсация затрат, субсидирование затрат на энергосбережение и приобретение оборудования в лизинг. Специалисты центра сводят инноваторов с инвесторами и учат, как представить им проект с выгодной стороны. А чтобы изобретатели могли скорее выйти на рынок, им оплачивают участие в российских и международных выставках, форумах, конференциях, где они могут эффективно продвигать свои продукты интеллектуального труда.
При такой поддержке в прошлом году в Свердловской области было создано 44 инновационные компании. Всего центр курирует 428 проектов, которые находятся на разных стадиях реализации. Ожидается, что многие из них к концу года выйдут на самоокупаемость.
Приоритетные направления господдержки - машиностроение и металлургия, медицина и информационные технологии. Производственные проекты имеют больше шансов: они необходимы промышленному региону и предполагают выпуск конкретных продуктов, объем реализации, назначение и потребительская аудитория которых легко просчитываются.
На самом деле надо признать, что большинство идей, над которыми работают в центре, не являются по-настоящему инновационными: зачастую они представляют собой лишь модернизацию уже известного продукта. Тем не менее их производство представляется перспективным.
Корреспонденту "РГ" удалось побывать на краш-тесте, где инноваторы рассказывали о своих проектах, а эксперты оценивали их оригинальность и эффективность. В частности, было представлено рентгенодиагностическое оборудование нового поколения. Особенность аппаратуры в том, что у нее примерно в 10 раз ниже доза облучения пациентов и лечебного персонала, чем у современных аналогов. Это достигается за счет того, что она посылает не поток излучения, а сверхкороткие рентгеновские импульсы, которые оставляют после себя свечение. При этом прибор весит всего около 50 килограммов, его легко транспортировать.
В серийное производство уже запущен еще один продукт - сенсорная рамка. Это насадка на монитор, стену, стекло и другую поверхность, делающая ее восприимчивой к касаниям. Технология проста в инсталляции и дешева. По словам разработчиков, в России подобные устройства производятся только совместно с проекторами и камерами, а зарубежные аналоги дороги и сложны.
Уральские новаторы также работают над изготовлением продукции, необходимой в быту. Например, мобильная молочная кухня - комплект для искусственного вскармливания детей. Устройство, подогревающее содержимое, находится внутри небольшой сумки. Здесь же бутылочки, имеющие по два отделения, - в них находятся вода и сухая смесь. В нужный момент ингредиенты смешиваются и разогреваются. Таким образом родители могут за пару минут приготовить питание для ребенка, что очень удобно, например, в дороге. К слову, этот проект вошел в тройку лучших в России в конкурсе "James Dyson Awards" и признан лучшей бизнес-моделью на форуме "Евразия-2010".