Двадцатилетняя белая медведица Лапа, выступающая в Екатеринбургском цирке, может по праву считаться заслуженной фигуристкой страны: она на коньках уже более десяти лет.
Казалось бы, далеко не каждый человек умеет рассекать по льду, а тут - животное. Да какое: белый медведь, который, в отличие от бурого, от природы с трудом передвигается на задних лапах! Ведь на северных широтах, где он обитает, это умение без надобности: там нужно хорошо бегать и плавать. Но Лапа уверенно стоит на коньках, в них возит свою дрессировщицу на санках по манежу и даже может станцевать вальс.
- Это была целая эпопея, как мы учили белых медведей кататься, - вспоминает дрессировщица Юлия Денисенко. - Сначала Лапа приучалась ходить на задних лапах, тренировала мышцы. Когда она уже свободно делала шаги, мы решили надевать на нее ботинки, чтобы она привыкла носить обувь. Но медведи - своенравные животные, которые не позволяют человеку дотронуться до своих лап, не говоря уж о том, чтобы натянуть на них что-либо. Поэтому потребовалось время, чтобы медведица спокойно воспринимала прикосновения людей. Только после этого мы смогли обувать ее в башмаки. А уже потом были коньки.
Юлия рассказывает, что первую пару ботинок заказывали на ортопедическом заводе. Для этого сделали слепки со стоп медведицы, чтобы коньки были строго по ноге - повторяли каждый изгиб, каждую косточку, чтобы цирковой артистке было удобно в них ездить. Но при катании натуральная кожа, из которой была сделана обувка, намокала и становилась неподъемной. Тогда дрессировщики собственноручно изготовили конструкцию из легкого металла - именно в ней Лапа до сих пор катается. С виду это простые коньки, только больших размеров, с обычным одинарным лезвием.
Но до того, как белая медведица сама поехала, ее возила "группа поддержки". Спустя некоторое время она уже самостоятельно стала держаться на льду. В общей сложности на обучение фигурному катанию ушло около двух лет.
- У белых медведей такой гордый характер, что если им что-то не нравится, они никогда не будут этим заниматься, - отвечает дрессировщица на наш вопрос о том, не страдает ли мохнатая артистка от такой непривычной работы. - У нас есть медведица, которая несколько месяцев назад неизвестно на что обиделась и до сих пор отказывается выходить из клетки. К тому же с возрастом им становится удобней кататься, нежели ходить: тут оттолкнулся и поехал, а без коньков нужно топать и топать по арене... тяжело.
В отличие от людей косолапые фигуристы не получают травм при неудачном падении. Коньки так устроены, что если медведь споткнется, то полетит вперед и сразу встанет на передние лапы.
У Юлии Денисенко несколько мохнатых артистов. Но Лапа не только самая старшая (остальным по десять лет), но и единственная, кто умеет стоять на коньках. Она представительница старой труппы белых медведей, которую еще папа Юлии, знаменитый дрессировщик Александр Денисенко, учил кататься. Новое поколение с трудом поддавалось тренировке: те, у кого и были способности, нередко отказывались учиться.