Одни называют ликвидаторов героями, другие - потенциальными смертниками.
В своих немногочисленных интервью представителям тех СМИ, которым все же удается проникнуть в запретную зону, примыкающую к атомной станции "Фукусима-1", эти люди признаются: терять им нечего. У большинства из них во время землетрясения и последовавшего за ним цунами погибли близкие. И теперь их жизнь посвящена одному - борьбе с радиацией.
В четверг правительство Японии фактически приняло решение окончательно закрыть аварийную АЭС. И это несмотря на то, что два из шести реакторов не получили повреждений. Генеральный секретарь кабинета министров объяснил: "Исходя из ситуации и настроений в обществе, это очевидное решение".
Как демонтировать энергоблоки и защитить окружающую среду от радиации, решают специалисты. Выводы неутешительные - разбор поврежденных реакторов и захоронение радиоактивных материалов займут 30 лет и обойдутся бюджету в 12 млрд долларов. Но это "мелочь" по сравнению с общим ущербом Японии от свалившихся на нее стихийных бедствий. Здесь цифра астрономическая - 308 млрд долларов.
Согласно последним данным, число погибших и пропавших без вести в Стране восходящего солнца приблизилось к 28 тысячам человек. Только на территориях, прилегающих к "Фукусиме-1", было найдено за последние дни более тысячи тел. Но вывоз останков за пределы "зоны отчуждения" и проведение процедуры опознания, которая во многих случаях возможна только по ДНК, вызывает большие трудности. Существует реальная опасность вторичного заражения для тех, кому по должности положено проводить эти работы.
Страх перед радиацией сформировал в стране новое, существовавшее только после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки социальное явление - "радиационную дискриминацию". Когда временные убежища и больницы стараются не принимать временных переселенцев из зоны отчуждения, они могут распространить радиацию. Теперь от этих и без того настрадавшихся людей требуют официальных справок, что они не схватили дозу. Такой же психоз наблюдался в Японии после 1945 года, когда пострадавшим от атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки отказывали в аренде жилья, приеме на работу и даже, как утверждают историки, в регистрации брака.
С каждым днем ситуация вокруг "Фукусимы-1" ухудшается. Содержание радиоактивного йода в морской воде превысило норму в 4385 раз, за час, проведенный на втором энергоблоке, человек получает четыре годовых нормы облучения.
Но люди, работающие на АЭС, жалуются журналистам прежде всего на бытовые условия. Они спят на свинцовых матах вместо матрасов, не могу включить вентиляцию из-за высокого уровня внешней радиации и постоянно должны быть в масках. Ликвидаторы не могут принять душ или сменить одежду. Для мытья они используют спирт. Им не подвозят горячую еду, вместо нее дают витаминизированные батончики и рисовые консервы с овощами. Только недавно им стали давать не полтора, а три литра питьевой воды в день. Вместо одеял они используют просвинцованные простыни. В реакторных блоках стоит жуткая жара. Работа продолжается с 10 утра до пяти вечера, но некоторые спасатели трудятся и в ночную смену. Заменить "ликвидаторов" некем: чем опаснее складывается обстановка на станции, тем труднее найти специалистов, готовых рисковать жизнью.